Metro поговорило с профессором кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС, доктором филологических наук Олесей Глущенко о поэзии русского рока.

- Рок-культура – это не просто музыка, но и сленг, особый "стиль жизни поколения". Условно, как формировался русский рок и чем он отличается по звучанию и смысловой нагрузке от Запада?
- Русский рок формировался, по мнению его исследователей, как отечественная версия западной музыки с добавлением собственных характеристик. И при этом подражательная природа русского рока значительно трансформирована его самобытностью, которая отражена, прежде всего, в содержании текстов.
Отечественному потребителю было важно, что поют, т.е. контент, переданное словами содержимое, а не только музыкальная, так сказать, протестно-западная форма и манера исполнения. Кроме того, мировоззренческие установки западных и отечественных рок-исполнителей значительно различались.

- Многие сравнивают русских рокеров с поэтами Серебряного века. Насколько такое сравнение оправданно?
- Сравнение текстов русского рока с наследием Серебряного века очень и очень условное, к тому же есть много противников такого сопоставления. Некоторые же, напротив, говорят о корректности сравнения образов, например, у Марины Цветаевой и Земфиры, аллюзиях мистицизма начала ХХ века у Цоя и Гребенщикова, повышенном внимании к теме смерти и вообще перекличке в тематике декадентских текстов начала ХХ века и рок-текстов 70-х годов ХХ века.

- Почему столицами русского рока считаются Петербург и Урал, чем это обусловлено? 
- Санкт-Петербург, как известно, побуждает к написанию протестных текстов. Неудивительно, что советская субкультура самобытного рока формируется в Ленинграде в середине 70-х годов прошлого века как определенный противовес московской школе рок-бардов. Широкое применение молодежного сленга, англицизмов, новизна в тематике свойственны именно ленинградской рок-школе (Майкл Науменко, Борис Гребенщиков и др.). Ориентация на узкую аудиторию, опора на особенности менталитета жителя "сплин-города" Ленинграда, в котором больше, чем в Москве, чувствовалось социально-культурное расслоение по вектору "пролетариат – интеллигенция", определили доминирование субкультуры по ленинградскому шаблону. Влияние ленинградского варианта мы видим в развитии рок-культуры в Свердловске, Новосибирске, Архангельске.

- Какие новые слова и выражения пришли в русский язык вместе с расцветом рок-культуры?
С рок-культурой связана целая тематическая группа сленга, в которой поименованы специфические процессы и состояния ("стебать" – иронизировать, подсмеиваться с невозмутимым видом над кем-то; "вязалово" – задержание слушателей, музыкантов-неформалов и организаторов их концертов во время мероприятия; "отвязка" – полное раскрепощение исполнителя на сцене; "завод" или "драйв" – способность музыкантов передать свою энергетику публике, завести публику); признаки ("стрёмная" музыка, "совковый" фестиваль); объекты ("бутлёг" – пиратски тиражируемые несанкционированные записи с концертов, "сейшен" – рок-концерт) и субъекты ("рокер" – рок-музыкант (1), мотоциклист (2), "драмсист" – ударник).

- С чем, на ваш взгляд, связана такая популярность группы "Кино"?
- Виктор Цой спел о том, что занимало умы каждого второго молодого человека в 80-х годах ХХ века. Он говорил языком молодежной тусовки своего времени, просто, без декадентского подтекста и сложной символики. Его лирический герой – это среднестатистический молодой человек (великовозрастный подросток), который уже работает или учится вовсе не в вузе (высшее образование в то время не было массовым), без ужимок может выпить портвейна, от души побуянить ради мамы-анархии, потому что противостоит всему пошлому и скучному, с его точки зрения, миру. Цой выражал мировоззрение бунтарства массовых молодых низов, вероятно, это и обеспечило группе "Кино" такую популярность.

- Какие языковые символы можно найти в песнях Цоя?
- Символика скорой смерти и войны ("пожелай мне удачи в бою", "умереть молодым", "война – дело молодых, лекарство против морщин"), романтическое противостояние земли и неба как вечной битвы, в которую вовлечены именно молодые ("между Землей и Небом – война"), символика предначертанного пути ("высокая в небе звезда зовет меня в путь", "закрой за мной дверь, я ухожу") широко представлены в текстах Виктора Цоя.