Metro решило узнать, чем отличаются современные дети от тех, которые были маленькими 10, 20 и даже 30 лет назад. Об этом мы поговорили с опытными педагогами и социологами.

Перестают дружить

Алла Цедейко
педагог по театральной деятельности в детском саду, опыт работы больше 40 лет

Старшее поколение воспитывалось среди детей во дворе, у них были классики, скакалки, как-то общались все вместе. А сейчас дети не умеют общаться, что плохо влияет на их психологическое развитие. Их трудно организовать на совместную игру. Они любят поодиночке играть. Во время занятия, например, когда нужно мозаику собрать, ребёнок говорит: «Я сам». Дружить не умеют.

Алла Цедейко.

Алла Цедейко.

предоставлены педагогами, "Metro"

Фото:

Становятся прагматичнее

Ольга Зайцева
руководитель психологического центра, педагогический стаж 25 лет

Если сравнивать сегодняшних детей с теми, которые были 20 лет назад, могу сказать, что они стали более прагматичными. С 5–6-го класса знают, чего хотят и что им нужно для этого сделать. Понимают, кем хотят стать в будущем. Также в современных детях больше уверенности. Когда они начинают заниматься музыкой или ходить на танцы, начинают всем говорить: «Я стану звездой!».

Ольга Зайцева.

Ольга Зайцева.

предоставлены педагогами, "Metro"

Фото:

Исчезает воображение

Екатерина Байдакова
воспитатель дошкольного отделения школы, опыт 23 года

В наше время те дети, которые дома меньше проводят за компьютерами, постоянно во что-то играют, что-то рисуют, воображают. А остальные не знают, чем заняться без компьютера. Они начинают слоняться и мешать другим. Раньше, если ребёнок садился в песочницу, в которой не было игрушек, он находил камушки и палки и придумывал для них роли. Сейчас без кукол и машинок дети играть не умеют. Нет воображения. 

Екатерина Байдакова.

Екатерина Байдакова.

предоставлены педагогами, "Metro"

Фото:

Не хотят думать сами

Татьяна Такеева
учительница истории и обществознания, опыт работы 20 лет

С одной стороны, для детей сейчас важно получить престижное образование. А с другой – по сравнению с выпускниками, которые были 20 лет назад, стало меньше самостоятельности в мышлении, чаще прибегают к помощи Интернета. Знают правильный ответ на вопрос, но нет желания самостоятельно подумать и сформулировать. Сразу обращаются к Интернету, к готовым ответам. Даже далеко не глупые дети.

Снижается уровень культуры

Екатерина
учительница начальных классов, педагогический стаж 25 лет

У современного ребёнка не развиты или слабо развиты коммуникативные навыки. Бывает так, что он решает всё с помощью крика, рук. Причём, когда ты начинаешь объяснять, что он не совсем прав, ребёнок не понимает и не слышит учителя. Такие дети не готовы принять школьные правила, принять то, что кроме тебя есть и другие. Я считаю, что все эти изменения связаны с низким культурным уровнем родителей.

Становятся раскрепощённее

Оксана Богданова
учительница алгебры и геометрии,
опыт работы 30 лет

Современные дети сильно отличаются от тех, с которыми я работала 30 лет назад. Они более свободны в своих суждениях, более раскрепощённые, могут говорить с учителем практически на любые темы. Раньше они были более зажатые, стеснительные. А сейчас дети говорят открыто, порой даже не дистанцируются и высказываются на темы секса или вредных привычек.

Metro узнало у представителей известных исследовательских центров, какие изменения они видят в сегодняшних детях
«Сегодня доминирует мнение, что учиться в школе надо тому, что пригодится в жизни. Например, изучать в школе азы финансовой грамотности, а не постигать духовные ценности».
Степан Львов, директор по стратегическому развитию ВЦИОМ
«Современное поколение, в отличие от того, которое было 10 лет назад, лучше знает иностранный язык. Поэтому на рынке труда у них больше возможностей, чем у предыдущего поколения».
Денис Волков, заместитель директора "Левада-центра"
«Основная тенденция чётко проглядывается. Это снижение потребления табака, алкоголя и наркотиков из-за мер, принятых государством. Сейчас чаще курят электронные сигареты и кальяны».
Елена Скворцова, главный научный сотрудник «ЦНИИОИЗ» Минздрава России
«Если раньше довольно много времени подростки проводили на улице, то сейчас – за компьютером. Для здоровья это хуже, но мы видим, что уровень смертности активно падает».
Дарья Халтурина, научный сотрудник "ЦНИИОИЗ" Минздрава России