22 октября исполнилось 32 года, как Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов возглавляет Александр Запесоцкий. В современной России это самое продолжительное ректорство. Александр Сергеевич рассказал, каково возглавлять вуз треть века и как изменились студенты за это время.

 

В 37 лет вы стали самым молодым ректором СССР. Почему назначили именно вас?

– Сначала мне казалось, что случайно, но потом понял: дело в нужном багаже качеств и опыта для реформирования вуза. Ранее я успешно работал в отделе науки Ленинградского обкома комсомола. Потом, в последние годы СССР, создал процветающую фирму. Мы выпускали научную литературу и масштабно снимали учебные фильмы (даже в Канаду ездили для этого!). За плечами были кандидатская диссертация о работе с молодёжью, три книги и 50 научных статей.
Увы, профсоюзы сразу предупредили, что… финансирования не будет. Я думал, что всего несколько месяцев, – оказалось, надолго. Пришлось срочно переводить вуз полностью на платный набор студентов, повышать качество образования и изобретать востребованные программы, чтобы коллектив из 400 сотрудников мог нормально существовать.

 

Как Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов изменился за 32 года?

– В новый кампус мы заезжали, когда в нём даже полов не было, а теперь наши студенты учатся и живут в условиях экстра-класса. В университете есть прекрасная библиотека из 600 тысяч книг, лучший среди вузов страны спортивный комплекс с тренажёрами и сауной, великолепный театрально-концертный зал, где по вечерам и выходным выступают российские звёзды. Даже зона отдыха с пляжем и шезлонгами есть!

 

А что насчёт профессуры?

– Количество докторов наук и профессоров в начале 90-х выросло в 10 раз – лучшие, кто был в городе, пришли к нам. К примеру, академик Дмитрий Лихачёв, который в 1992 году стал нашим первым Почётным доктором. Он тогда назвал СПбГУП университетом будущего, а все мы верили, что внедряемые нами позитивные изменения распространятся на всю страну. Россия в те годы переживала социальную катастрофу.

 

Изменились ли абитуриенты?

– Да, и в худшую сторону: в процессе обучения первокурсников выясняется, что их фундамент знаний год от года слабеет, притом что баллы по ЕГЭ растут. Конкурс-то у нас – под 80 человек на место. Теперь школа не может дать детям ни картину мира, ни целостную систему знаний. Только сейчас чиновники от образования поняли, что, отказавшись от воспитательной функции образования, совершили огромную ошибку. Вот только как её исправить, пока не знают. На институт семьи, который тоже расшатался, надежды мало. Общественные организации не имеют силы, досуговые учреждения коммерциализировались. СМИ и вовсе влияют на молодёжь деструктивно. "Разруливать" ситуацию приходится вузам.
Мы для этого ещё 30 лет назад внедрили культуроцентристскую модель образования, суть которой – воспитание новых поколений интеллигенции. При этом наши выпускники – не экзальтированные гуманисты, а умные, деловые люди: во время учёбы они серьёзно работают над собой в культуре, науке, спорте – и становятся обязательными, надёжными, воспитанными профессионалами с широким кругозором. В плане знаний наш троечник превосходит многих отличников из других вузов. Неудивительно, что за последние годы среди наших выпускников только один на тысячу не находит работу.