Metro продолжает цикл экскурсий по петербургским театрам. Заручившись поддержкой актёров, мы проникаем за кулисы и смотрим, как здесь всё устроено. Сегодня мы отправились в Театр комедии им. Н.П. Акимова. Нашим гидом стал Александр Матвеев

Досье актёра
Александру Матвееву 32 года. 11 лет назад окончил СПбГАТИ (сейчас РГИСИ), со второго курса участвует в спектаклях Санкт-Петербургского театра комедии им. Н.П. Акимова.
Занят во многих постановках.
В детстве мечтал стать баскетболистом. Спортом увлекается и сейчас: играет в футбольной команде театра.
Снимается в кино. Занимается сценой речи с малышами в детских садах. Женат. Дочери Варваре семь лет.

Еще по теме:
Экскурсия по театру: В "Зазеркалье" мотылёк может стать супергероем
Как устроен театр "Балтийский дом"
В лабиринтах БДТ можно потеряться
Театр им. Комиссаржевской начинается с гримёрки и саксофона
Театр "Кукольный формат"
Экскурсия по закулисью: Театр "Мастерская" отмечает день рождения

Тайное место
Экскурсию по театру мы начали с тайного места Александра Матвеева – лестницы, которая ведёт в репетиционные залы.
– Я поступал на курс художественного руководителя театра Татьяны Сергеевны Казаковой, и все экзамены проходили здесь, – вспоминает Александр. – После очередного тура я спускался с третьего этажа, собирался переступить через ограждение. Вдруг, совершенно неожиданно, на моём пути появилась капельдинер. "Стой! – говорит. – Переступишь – ролей не будет!" С тех пор прошло 15 лет, и я ни разу не переступил эту штангу.
Спускаемся в зрительское фойе.
– В нашей жизни очень много футбола, – говорит Александр. – Тренируемся дважды в неделю. Сейчас мы являемся обладателями кубка Театральной лиги и кубка Кирилла Лаврова. И оба трофея находятся в фойе, все зрители могут на них посмотреть и даже потрогать.

За 15 лет Александр Матвеев ни разу не перешагнул через это заграждение.

За 15 лет Александр Матвеев ни разу не перешагнул через это заграждение.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Знаменитые имена
Заходим в гримёрку Александра. Он делит её с четырьмя актёрами.
– Раньше здесь "жили" Артур Ваха, Армен Назикян и многие другие известные артисты, теперь – мы.
На стене гримёрки – коллекция часов. Их актёры привозят из других городов и стран, где гастролирует театр.
Люстру украшают медали за спортивные достижения.
– В прошлом я профессионально занимался спортом, играл в футбол и баскетбол. Но всё-таки выбрал другую профессию, – говорит актёр.
Мы переходим в актёрское фойе. Стены украшают портреты прославленных актёров, которые служили в театре в разные годы.
– Некоторые считают, что я немного похож на актёра Сергея Филиппова, – улыбается Саша. – Мы оба обаятельны и просты в общении. Я сам служу в театре уже почти 15 лет. Когда пришёл, застал Петра Вельяминова, Игоря Дмитриева, Анатолия Равиковича. С Михаилом Семёновичем Светиным я даже успел поиграть в спектаклях. У него было столько приёмчиков, благодаря которым удавалось рассмешить публику. Многому у него научился.

Театр им.Акимова.

Театр им.Акимова.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Чем меньше квартирка, тем крепче семья
Мы поднимаемся в Белый зал, где проходят репетиции и проводятся концерты, творческие вечера и банкеты.
– Поговаривают, что раньше отсюда вела винтовая лестница в Елисеевский магазин, – говорит Александр. – И сюда заносили блюда. Позже здесь были студенческие гримёрки. А когда я поступал, в Белом зале проходили экзамены. Я сдавал здесь танец, вокал, акробатику и даже актёрское мастерство. Я и сейчас люблю бывать в этом зале.
В репертуаре театра, естественно, много комедий.
– Название диктует репертуар, – рассказывает артист. – Люди приходят к нам получать удовольствие, хотят уйти отсюда с улыбкой на устах. Иногда нужно добиваться, чтобы это случилось. Это искусство, которому надо учиться: подглядывать за мастерами, представителями старой школы. Сейчас все побыстрее хотят стать знаменитыми, и способ не имеет значения. Но мне повезло: я попал в команду, где работать всем нравится. У нас небольшой, но очень дружный театр. Знаете, как говорят: чем меньше квартирка, тем крепче семья. Это про нас.

Театр им.Акимова.

Театр им.Акимова.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Гримёрный цех – самое популярное место в театре
Пока мы гуляем по закулисью, в театре готовятся к спектаклю "Хитрая вдова". В пространстве за сценой готовят необходимый реквизит. Уже выложены шпаги и свечи.
– Я играю Арлекина, из моих реквизитов здесь яблоко, портрет и ещё кое-что по мелочи. Обычно я прихожу заблаговременно и сам готовлюсь к спектаклю. "Хитрая вдова" идёт уже десять лет, поменялся состав актёров. А я всё тот же Арлекин.
Мы – в гримёрном цехе.
– Здесь есть женская и мужская стороны, – объясняет Александр. – В гримёрный цех мы заходим перед спектаклем, а потом бегаем сюда в течение всего действия, чтобы подправить причёску или грим. У нас полное взаимопонимание со всеми коллегами. Всё время улыбаемся друг другу – мы же в театре комедии!
Заглядываем в реквизиторский цех. Александр надевает круглые очки из спектакля "Дракон".
– Здесь находятся те вещи, которые используются в ближайших спектаклях, – объясняет актёр. – На нижней полке – блюдо с фруктами. К сожалению, они ненастоящие.

В костюмерном цехе. Александр примеряет кафтан Арлекина. Костюму уже десять лет.

В костюмерном цехе. Александр примеряет кафтан Арлекина. Костюму уже десять лет.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Кабинет Акимова
Заходим в комнату-музей Николая Акимова. Здесь воссоздали рабочий уголок знаменитого режиссёра и художника. На стенах – портреты актёров, режиссёров, драматургов, с которыми был знаком Николай Павлович.
– Здесь непередаваемая атмосфера, – говорит Александр Матвеев. – Ощущение, что сам режиссёр только что вышел из своего кабинета. Мало того, мы, актёры, постоянно чувствуем присутствие Акимова. Иногда мы репетируем – и вдруг, как будто случайно, открывается дверь. Как будто Николай Павлович заглянул к нам, чтобы подсмотреть, как мы работаем, и подсказать какой-нибудь приём или нужную реплику.

В комнате-музее режиссёра и художника Николая Акимова. Кабинет воссоздали в 2011 году.

В комнате-музее режиссёра и художника Николая Акимова. Кабинет воссоздали в 2011 году.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Самые главные
•    В 1929 г. театральное помещение в доме Елисеевых на Невском проспекте отдали молодому Театру сатиры. Через два года Театр сатиры объединили с театром "Комедия". В 1935 году у руля встал режиссёр и художник Николай Акимов, чьё имя сейчас носит театр.
•    В 1995 году художественным руководителем театра стала заслуженный деятель искусств Татьяна Казакова.