Невеста летчика

Свадебное платье прабабушки одной из учениц. Наряд сшит из парашюта советского летчика.

Свадебное платье прабабушки одной из учениц. Наряд сшит из парашюта советского летчика.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Скромное белое платьице из какой-то невероятно невесомой ткани – свадебный наряд жительницы блокадного Ленинграда Зинаиды Трофимовой. В 1942 году она вышла замуж за советского летчика Африкана Седова. А спустя десятилетия ее правнучка подарила вещи с торжества школьному музею.  

"Это свадебное платье прабабушки нашей девятиклассницы. Ее жених был летчиком. Платье сшито из его парашюта", – рассказывает Metro директор лицея №369 Константин Тхостов.

Блокадные дневники

В семейных альбомах учащиеся лицея №369 находят письма и дневники родственников, которые застали в юном возрасте блокаду.

В семейных альбомах учащиеся лицея №369 находят письма и дневники родственников, которые застали в юном возрасте блокаду.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

В стенах выставочного пространства "Битва за Ленинград" хранятся и другие вещи, переданные учениками. Здесь есть медали, книги и неизвестные страницы из дневников юных блокадников.

"Мы же только дневник Тани Савичевой знаем! Вот это записи других блокадных детей. Все они из семейных альбомов наших учеников", – продолжает Тхостов.

В рукописном фрагменте письма одного из жителей Ленинграда Юры Рябинкина описывается момент, когда в СССР объявили войну: "22 июня 1941 года. Молотов по радио выступал. Теперь у нас война с Германией! Я просто, знаете, сел от изумления. Вот это новость! А я даже и не подозревал такой вещи. Германия! Германия вступила с нами в войну! Вот почему у всех противогазы".

По соседству еще две дневниковые записи с черно-белыми фотографиями. Миша Тихомиров, который возглавлял противопожарное звено среди старшеклассников, пишет о приготовлении торжественного обеда. А Галя Зимницкая сообщает о ликвидации последствий налета: "…вставляются стекла, штукатурятся потолки и стены".

Золотые запонки

Объявление жителя блокадного Ленинграда.

Объявление жителя блокадного Ленинграда.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Ещё один редкий экспонат в коллекции музея – объявление. На пожелтевшем клочке бумаги житель осажденного города предлагает золотые запонки, дрель, фотоаппарат, чайник в обмен на еду.

"Это все обратная связь от детей. История есть в каждой семье. Очень многие, открывая свои семейные альбомы, находят то, о чем мы говорим им на уроках. Под фотографиями хранятся такие объявления и письма на фронт", – добавляет собеседник Metro.

Фонарь "летучая мышь"

Выставочное пространство при лицее №369 – это не просто музей, а образовательная среда. В обстановке 40-х годов XX века юные петербуржцы грызут гранит исторической науки. Погружение в предмет начинается прямо с порога – там ребят встречает участок проспекта Стачек 1942 года. В приглушенном свете виднеются баррикады, раздробленные камни и двое солдат. Последние – манекены, но экипировка у них подлинная.

"Фуфайка, фонарь "летучая мышь", трехлинейка (винтовка Мосина). Это всё экипировка бойцов того времени", – добавляет Константин Тхостов.

Чернильница-непроливайка

Один из залов музейного пространства "Битва за Ленинград". Реконструкция проспекта Стачек 1942 года.

Один из залов музейного пространства "Битва за Ленинград". Реконструкция проспекта Стачек 1942 года.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Музейный коридор справа сделан в стиле ленинградских коммуналок: желтые стены, чугунная батарея, паркет. Здесь же две двери: одна ведёт в выставочный зал, другая – в кабинет истории.

"Проходя через вот этот воссозданный формат, дети погружаются в историю своего города, – продолжает директор лицея. – В кабинете тоже есть исторический уголок. Стол учителя – это аукционная вещь. Нам ее подарили. Отреставрировали и отдали. Также здесь тетрадь, чернильница-непроливайка".

В рамках музейного пространства активно задействованы цифровые технологии. В залах установлены сенсорные экраны и даже есть VR-очки.

"Это все место для исследований! – говорит Константин Тхостов. – Проектной деятельности у нас посвящается два учебных года: 9 и 10 класс. Кто-то из ребят пишет рефераты, а кто-то дополняет тем, что представляет реальную ценность. Все мы знаем про 125 ленинградских грамм хлеба. Казалось бы, что еще исследовать? А вот что: как менялся состав хлеба! Дети сами находят информацию. Причем не в Интернете, там этого не найти. Они вытаскивают информацию из первоисточников".

Познакомиться с научными трудами лицеистов и экспонатами могут родители – пространство "Битва за Ленинград" открыто для посещений.