В Русском музее 4 октября открывается масштабная выставка работ одного из самых известных российских художников

Последний раз столько картин Ильи Репина можно было увидеть в Петербурге почти четверть века назад. Нынешняя выставка объединила собрания произведений Репина из Русского музея и Третьяковской галереи и других музеев Москвы, Петербурга, Саратова, Великого Новгорода, работы из хельсинкского музея искусства Атенеум, а также произведения из частных собраний. Выставка занимает весь первый этаж Корпуса Бенуа. Знаменитые "Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Лев Толстой босой", "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану" и другие известные каждому картины распределены по десяти залам.

Жён развели по разным залам
Экспозиция напоминает дневник Ильи Репина. Многие знаменитые работы автора сопровождают цитаты, которые художник оставил в процессе работы над картинами.
Несколько десятков портретов посвящены близким. В одном из залов собран "семейный альбом" художника – портреты первой жены Веры и четверых детей. Почти каждая картина сопровождается комментарием.
Портретная галерея второй жены, Наталии Нордман, находится в другом зале Корпуса Бенуа. Рядом с одним из полотен слова художника: "Моё обожание Шахерезады перешло в какой-то фантастический культ – настроение, в котором пишут сонеты. Как жаль, что я не поэт".

Лев Толстой и другие
На выставке представлены портреты многих знакомых Репина – не менее известных людей его эпохи. Писатели, композиторы, художники позировали уже тогда знаменитому мастеру. С кем-то из своих героев Репин дружил, перед некоторыми испытывал трепет. Несколько работ посвящены Льву Толстому: Лев Николаевич изображён за работой творческой и крестьянской, на отдыхе.
"Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда была обуревающей, захватывающей. При нём, как загипнотизированный, я мог только подчиниться его воле", – написал в своих воспоминаниях Илья Репин.

Царский портретист
Один из залов посвящён работам, связанным с императорской семьёй. Здесь находится знаменитая работа "Приём волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", а также портрет последнего императора России в полный рост. Об этой работе живописец оставил воспоминание: "Постоит, уйдёт. Вот и не знаешь, что делать. А вокруг всё время вертятся разные придворные ретрограды. Вот и попробуйте передать характер натуры".
О картине "Венчание Николая II с великой княжной Александрой Фёдоровной" осталась следующая запись: "Царское венчание" я буду выполнять только в том случае, если закажут. Несмотря на моё ратование теперь за чистое искусство в принципе, я всё же настолько уже испорчен "проклятыми вопросами" жизни, что мне скучно уже писать для собственного удовольствия эту чисто живописную картину".

Эскизы к "Ивану Грозному и его сыну Ивану"
Одна из визитных карточек Репина – картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" по-прежнему находится на реставрации после покушения на неё 25 мая 2018 года. Зрители могут увидеть эскизы и этюды к этому полотну. О работе над картиной Илья Репин написал: "Мне очень обидно отношение ценителей к этой моей вещи. Если бы они знали, сколько горя я пережил с нею и какие силы легли там".

Первые и последние
На экспозиции представлена камерная жанровая сцена "Приготовление к экзамену" (1864 год), по собственному определению Репина – первая его картина. В одном из залов – полотно "Гопак. Танец запорожских казаков" (1926–1930, частное собрание), последнее крупное произведение мастера.
Особенность выставки – здесь можно не только увидеть все главные шедевры Репина, но и проследить за процессом работы над ними: многие картины представлены с подготовительными материалами.
Выставка картин Репина - одна из самых масштабных за последние 25 лет.

Выставка картин Репина - одна из самых масштабных за последние 25 лет.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото: