Северная столица имеет одну из самых развитых в стране сетей школьных творческих коллективов. В городе действует порядка 400 подобных организаций, в которых занимаются около 10 тысяч детей. А это значит, что собственный театр действует в каждой второй школе.

Данный показатель очень высок для страны, где в целом школьные театры созданы только в 7 тыс. из 40 тыс. российских школ.

Хотя вопрос появления подобных творческих объединений является очень важным для профориентации и самореализации школьников. И не удивительно, что о роли театральной педагогики в становлении личности говорили на расширенном совещании в Театральном институте имени Бориса Щукина, в котором принял участие министр просвещения Сергей Кравцов.

Он подчеркнул, что система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению Президента РФ и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей из регионов. Заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова предложила, чтобы в федеральных округах на базе вузов были созданы опорные центры, сотрудники которых могли бы оказывать поддержку школьным театрам. В Петербурге такой опорной площадкой стал Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. С 2014 года здесь открыта специальность "Педагогическое образование в области театрального искусства".

На совещании в Москве исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева рассказала об успешном старте второго сезона Всероссийского проекта "Школьная классика". РДШ и "Щука" при поддержке Минпросвещения запустили проект "Школьная классика" в 2020 году. Его задачи – системное развитие школьных театральных студий, реализация творческого потенциала школьников и педагогов. Проект проходит в формате конкурса: творческие коллективы, которые хотят создать или вывести на новый уровень школьную театральную студию, выполняют конкурсные задания и получают наставников из числа преподавателей Театрального института имени Бориса Щукина, а также становятся участниками финальных фестивалей.

Причем интерес со стороны учащихся к таким мероприятиям заметно растет, если в первом сезоне участниками "Школьной классики" стали более 100 коллективов, то во втором – уже свыше 600. В 2021 году проект победил в конкурсе грантов Президентского фонда культурных инициатив, благодаря чему сможет продолжить разработку и интеграцию в образовательный процесс программы дополнительного образования, а также укомплектовать школы оборудованием для театральной деятельности.

"Школьная театральная деятельность – потрясающий инструмент не только для профориентации, но и для поднятия общекультурного уровня обучающихся. Развивать театральные коллективы в школах важно и нужно. На мой взгляд, к проекту можно привлекать не только именитых актеров и режиссеров, но и профессиональных педагогов по актерскому мастерству, – отметил педагог-организатор, учитель истории петербургской школы № 303 имени Фридриха Шиллера, участник первого всероссийского Форума классных руководителей Альфред Гринмирис.

По его словам, актерско-педагогический синтез станет толчком в развитии детского театра в России. Благодаря проекту "Школьная классика" школьный театр сможет перейти с уровня самодеятельного коллектива до профессиональной площадки подготовки всецело разносторонних и развитых личностей.

В Северной столице театральные студии создаются не только в школах, подобные кружки действуют фактически во всех учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга. Только в городском Дворце творчества юных действуют сразу пять театральных коллективов с общим охватом школьников около тысячи человек. Это – музыкально-эстрадная театр-студия "Розыгрыш", фольклорный ансамбль "Теремок", Театр юношеского творчества, студия танца и пластики "Метаморфозы" и Театр кукол.