В пространстве "Брусницын" в Петербурге начала работу необычная выставка "8 комнат". Пускают на нее строго по одному, на входе забирают мобильный телефон и прочие гаджеты. Фото и видео в Сети не найти, отзывы посетителей весьма туманные. Журналист Metro побывала в тайных комнатах и делится впечатлениями.

Иммерсивная выставка для одного

От посетителей не скрывают, что за черной шторкой их ждет лабиринт из 8 комнат, в каждой из которых находится картина (а ещё звучит музыка). Зайти с другом или подружкой нельзя. Приходить просят слегка заранее, чтобы настроиться. Внутри предстоит провести 40 минут.

Так как я журналист, то уже настроена, слегка опаздываю плюс ко всему тороплюсь. Поэтому осторожно задаю вопрос организаторам: “А кто-то пытался уйти раньше?” На меня не очень одобрительно смотрят, но успокаивают, что насильно держать не будут: внутри нет никаких решеток или железных дверей.

Все свои вещи я запираю в ячейку, мне выдают наушники (для музыки), которые я тут же надеваю. Кажется, организаторы попытались что-то еще рассказать про правильный настрой, но я уже не слышала – убежала наслаждаться искусством.

Сплошная абстракция

Рассказываю! Внутри первой комнаты с потолка свисает огромная картина в стиле абстракционизма (никаких цветочков и котиков, только цветные мазки), которую направленным лучом освещает прожектор. Стены, потолок и пол помещения выкрашены одним цветом. Поэтому ничего не остается, как смотреть на картину. Можно еще обойти ее со всех сторон, но это займет максимум секунд 30, поэтому рано или поздно вы все равно начнете разглядывать полотно. Мелодия в наушниках играет примерно пять минут, и пока она не закончится, идти дальше смысла нет.

Почти ничего не меняется

Остальные комнаты абсолютно такие же. Меняются лишь цвета на картине и музыка в наушниках. Только попадая в 4-ю комнату, ты видишь, что свет направлен уже не на полотно, а на маленький столик, на котором лежит фонарь. Его нужно включить и самому подсветить абстракцию. В последней комнате перед картиной появляется уже небольшая софа. Тут можно наслаждаться искусством сидя. Вот, собственно, и всё. На выходе вам предложат выбрать открытку с пожеланием. У меня было: “Живи полной жизнью”.

Ощущения

Представляете, провести 40 минут без телефона, да еще и пейзаж особо не меняется. На первый взгляд кажется, что это бесконечно долго и скучно. Еще приходится и на ногах стоять (напомню, софа появляется лишь в самом конце). Однако всё оказалось совсем не так. Время в комнатах не тянется, а летит довольно быстро. Ты еще в первой комнате смиряешься с мыслью, что некуда спешить, а отсутствие телефона не напрягает, а радует. Ты просто отдыхаешь и в какой-то момент отключаешься от всех проблем и забот. Я бы назвала это довольно хорошей медитацией, концертом и выставкой только для себя. Кстати, камер в помещениях нет, поэтому вы можете танцевать, валяться, кричать, плакать или смеяться. Но у меня такого желания не появилось, хотя, по рассказам, некоторые именно этим и занимаются в тайных комнатах. 

ВОПРОС – ОТВЕТ

Художник-абстракционист, член Союза художников России Надя Ковба

Это арт-терапия или что-то другое?

– Хотя проекту уже больше года, мне до сих пор трудно подобрать правильное описание. Поэтому, чтобы не пугать лишний раз зрителей, мы называем это арт-терапией, но на самом деле я думаю, что правильной терминологии не существует. Это больше, чем просто выставка, потому что это безопасное место, где человек может встретиться сам с собой, понять и еще больше полюбить себя. Это некие порталы в состояния, где можно приблизиться к безусловному принятию и тотальной любви к себе.

По какому критерию отбирались картины на выставку?

– Они не отбирались. Они, как и музыка, были созданы специально для проекта. Эти картины родились сначала в моем сознании. Я с самого начала абсолютно точно знала, какого они будут цвета, фактуры и так далее. Я просто пропустила через себя всё, что хотело прийти в этот мир. Так же как и музыка, которая пришла через 8 разных проводников-композиторов.

Вы сразу решили, что комнат будет восемь?

– Проект родился мгновенно. Я за одну минуту узнала абсолютно точно его структуру, фактуру, что человек один, что комнат восемь, что картины расположены именно так, как будто бы парят в воздухе, что я почувствую, кто из композиторов должен написать музыку. Как будто бы файл подгрузили – и я всё поняла.

А как выбирали композиторов для музыки?

– Очень интуитивно. Из восьми я знала только двоих. Остальных людей я не видела, не встречала в жизни, они живут в разных странах. Так вышло, что ни в одной комнате не повторился музыкальный инструмент – и только в последней появляется оркестровое звучание. Хотя никакой концепции в этом не было. Композиторы не видели картин, я не слышала музыки, пока их писала. Мы работали параллельно.  Я говорила им номер комнаты, в которой будет играть музыка, и длительность композиции. Это было единственное техническое задание, всё остальное на полном доверии.  

Было ли так, что кому-то не понравилось?

– Это единственный проект, где зритель оценивает не картины, а остается под впечатлением от встречи с собой. Ему либо это нравится, либо он говорит, что это прекрасно, либо его что-то пугает и он еще только на пути к себе.