14 октября историческая сцена Мариинки отметит 160-летие. Специально к этому юбилею – и к 180-летию Петра Чайковского – театр открывает уникальную выставку. Газета Metro увидела её первой

Экспозиция разместилась в фойе Новой сцены Мариинского театра, но была бы достойна любого музея "первого ряда". В таком масштабе документы и артефакты из своих фондов (знаменитого "гардероба" в том числе) Мариинка выставляет редко.

Попасть на выставку можно бесплатно, просто придя на спектакль.

Попасть на выставку можно бесплатно, просто придя на спектакль.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

"Имею честь просить"
"Пиковая дама", "Спящая красавица", "Лебединое озеро" – здесь собраны все главные постановки театра на музыку Чайковского. Эти костюмы для опер и балетов впервые стали экспонатами, в таком качестве их никому никогда не показывали.

Фрагменты оригинального костюма  к "Опричнику".

Фрагменты оригинального костюма к "Опричнику".

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Билеты – и подобные исторические артефакты – хранятся в фондах театра.

Билеты – и подобные исторические артефакты – хранятся в фондах театра.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

– Многие из них десятилетиями не видели свет, – говорит заведующая архивной службой Ольга Овечкина. – Самые старые – вот эти, отлично сохранившиеся костюмы из постановки "Опричника" 1897-го. Их дополняют документы из собрания театра – к примеру, письмо самого Чайковского по поводу премьеры этой оперы в 1874-м: "Имею честь покорнейше просить принять к постановке на условиях поспектакльной платы"...

Попасть на выставку можно бесплатно, просто придя на спектакль.

Попасть на выставку можно бесплатно, просто придя на спектакль.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

На самом дне
Всё, что вошло в экспозицию,  в прекрасном состоянии: ткани сохранили яркость, бутафорские камни – сияние, лишь "золотое" шитьё потемнело. Сегодня костюмы самым бережным образом хранят в "гардеробе" Мариинки. Но так было не всегда.

– Я пришла работать в театр в 1988-м и обнаружила всё, что не было задействовано в советском репертуаре, сваленным в сундуки. Каждую тряпочку мы перебрали  и сохранили, – рассказывает Metro Елена Петрова, главный хранитель костюмов Мариинского театра. – Некоторые из сундуков были царскими, дубовыми, оклеенными бязью изнутри – в таких не заводится моль, что и спасло костюмы. Лучше всего сохранились именно те (и их очень немного), которые просто "забыли" на дне сундуков.

Артисты стали выше
По выставке можно изучать историю и развенчивать мифы: к примеру, судя по костюмам из "Пиковой дамы", оперные певицы обладали точёными фигурами. Не подошли бы эти великолепные исторические одеяния и современным артистам-мужчинам, правда, по другой причине: только с конца 80-х они "выросли"  на несколько десятков сантиметров. Так что их коллеги из XIX века были куда миниатюрнее.

50%  – такова доля костюмов с дореволюционными элементами