Петербург готовится к XXX Международному театральному фестивалю "Балтийский дом". Metro поговорило с одним из ветеранов фестиваля, режиссером и художественным руководителем Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова и Малого театра города Вильнюса Римасом Туминасом

Вы помните свое первое участие в фестивале "Балтийский дом"?
- В 1995 году мы приехали в Петербург со спектаклем "Улыбнись нам, Господи" по произведению Григория Кановича. Мы как раз сыграли премьеру в Вильнюсе и отправились покорять Северную столицу России. Ехали автобусом - все вместе, дружно. Для нас это был первый фестиваль, первые гастроли. Что-то тогда породнило наш театр с "Балтийским домом", объединило на долгие годы. Для меня это очень дорогое воспоминание.

В этом году на фестивале покажут вашу работу "В ожидании Годо", которой  уже 16 лет. Это много или мало для спектакля?
- Да, спектакль не очень молодой. Но основной состав актеров остался прежним. Возраст им только помогает, артисты взрослеют, им становится интереснее выходить на сцену. Они любят "В ожидании Годо", потому что заново проходят актерскую школу. Опять же, время подкармливает его, все, что происходило и происходит сейчас, откликается в нем, спектакль вбирает в себя эти события. Это такой актерский тренинг. Радостно, что на "В ожидание Годо" идут молодые люди. Им он понятнее, чем старшему поколению. Молодежь видит текст и воспринимает драматургию абсурда значительно острее.

Из-за закрытых границ спектакль покажут онлайн. Есть ли для вас в этом формате какие-то плюсы?
- Этот спектакль как бы держит дистанцию по отношению к зрителю. Актеры находятся в неком пространстве, играют иногда для себя, иногда друг для друга, для кого-то третьего. Спектакль построен так, чтобы зритель наблюдал за тем, что происходит на сцене: ход событий, течение жизни героев пьесы, развитие отношений. Возможно, именно "В ожидании Годо" в режиме онлайн будет читаться лучше, нежели другие спектакли. На экране покажут больше крупных и средних планов. Зритель сможет более детально рассмотреть героев, почувствовать их отстранённость. Я верю, что будет интересно.

Должен был приехать еще один ваш спектакль из Неаполя…
- Спектакль "Эдип в Колоне" должен был ставить Эймунтас Някрошюс. Когда его не стало, итальянцы попросили меня сделать эту работу. Я согласился с тем условием, что он будет посвящен Някрошюсу. Премьера состоялась в Неаполе у подножия Везувия. Потом на сцене. Посмотреть спектакль приехала делегация из Петербурга, и генеральный директор "Балтийского дома" Сергей Шуб сразу пригласил эту работу на фестиваль. Я очень надеялся, что мы приедем, актеры были счастливы и ждали встречи. Когда в марте все закрыли, были уверены, что в октябре уже точно все закончится. Но не случилось.

Как вы сами пережили карантин?
- Прекрасно. Жил на хуторе и о театре не думал совершенно. Я вырос в деревне, и вот, 40 лет спустя, я увидел то, что наблюдал в детстве: как природа оживает, бушует красками, сходит с ума. Как все стремительно растет. В сад и огород ходил как на работу: домой возвращался только вечером.

Тяжело было адаптироваться к обычной жизни?
- Радостно. Но я понял, что не стоит строить далеко идущих планов. Приведу пример. В будущем году Театру имени Вахтангова исполняется 100 лет. Я придумал и озвучил такую идею: в ноябре 2021 года над входом написать большими буквами: "Театру 100 лет" и оставить на три дня сцену в покое, закрыть здание. Чтобы не мешать духам и теням праздновать и пировать. Но из-за карантина театр закрыли на пять месяцев, думаю, духи повеселились там от души в это время. Получается, что моя идея была реализована раньше. Повторяться уже не смогу, придется придумывать что-нибудь новенькое.

Вы сами приедете на фестиваль "Балтийский дом"?
- Загадывать не буду, но очень надеюсь. В любом случае, очень рад, что XXX фестиваль состоится. Уверен, что в театре будет праздничная, очень теплая атмосфера. Мне она знакома. Я прописан в "Балтийском доме". И счастлив, что в Петербурге есть один дом, где меня всегда ждут.