Яхтенному делу может обучиться любой, кто мечтает о море. Надо только не лениться, учить теорию, выполнять указания капитана и уметь работать в команде.

В Институте дополнительного образования Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова уже больше десяти лет учат ходить под парусом. И каждый год курсанты проходят практику – отправляются в поход по Балтийскому морю. Журналист Metro стал участником экспедиции.

Новая жизнь для списанного парусника

Судно, на котором мы путешествуем, много лет назад должны были отправить на свалку.

– Парусник отслужил свой срок, был списан, – рассказывает Сергей Савельев, капитан и по совместительству главный специалист учебных практик университета. – Мне стало его жалко. Так отжившее свой срок судно оказалось у меня в мастерской. Я его полностью перебрал, отреставрировал, покрасил. И получился новый парусник. Как раз в это время у нас открывалась яхтенная школа, и новая лодка стала использоваться в учебных походах. Конечно, в океан на этой лодке нельзя. Но Балтику на ней я прошёл вдоль и поперёк.

В экипаже яхты – пять человек: капитан, помощник и три курсанта. В течение года они изучают теорию, а летом отправляются в путешествие по Выборгским островам.

Специалисты подсчитали: чтобы стать хорошим яхтсменом, надо пройти 200 миль – это почти 300 километров.

У одного из курсантов 100 миль уже пройдено, так что в этом походе он опытный моряк. Для двоих других – это первый морской поход.

Решил удивить жену, сына и кота

Курсант Михаил Зарубин давно дружит с морем: учился в Макаровке, ходил на легендарном паруснике "Мир".

– Я работал на большом судне, – рассказывает Михаил. – Но всегда мечтал о паруснике. Даже рассматривал вариант устроиться на грузовое судно, которое ходит под парусом. Мне это интересно, но знаний не хватало. Теперь, когда я стану профессиональным яхтенным рулевым, могу арендовать судно или со временем купить своё. Может быть, это станет моей работой или хобби. Пока не знаю, но жизнь точно изменится.

Олег Комиссин по профессии слесарь.

– Я вырос у реки, – говорит Олег. – Раньше катался на моторной лодке. Когда бензин подорожал, купил каяк, путешествовал на нём в одиночку.

Потом у Олега появилась семья. Однажды они все вместе прокатились на паруснике, всем понравилось.

– Решил открыть категорию "Парусное судно", чтобы удивить жену, сына и кота, – рассказывает Олег. – Когда получу сертификат яхтенного рулевого, куплю парусную лодку – и мы будем с семьёй путешествовать. Я сыну уже прислал видео с парусника, теперь он всем рассказывает, что его папа – моряк. С воды мир выглядит совсем по-другому, и я должен показать эту красоту своему ребёнку, жене. Может быть, и кота с собой возьмём.

Три точки опоры

Небольшую лодку качает на волнах. Капитан стоит у румпеля (штурвала), держит курс на один из многочисленных островов в Выборгском районе Ленинградской области.

– На паруснике есть несколько правил, – объясняет Сергей Савельев. – Прежде чем погрузиться на лодку, наденьте на себя спасательный жилет. Ещё одно важное правило: три точки опоры. Это у нас две ноги и одна рука. Море непредсказуемо, волна может подняться внезапно и в самый неподходящий момент. И третье правило: надо знать, что парусная лодка работает, как ванька-встанька: в шторм её будет качать, пассажирам может казаться, что она вот-вот перевернётся и надо срочно покидать судно. Но переворачивается парусник крайне редко. Были случаи, когда экипаж в панике покидал лодку, а её потом ещё несколько месяцев видели в море. Так что в непогоду надо как следует держаться и покидать парусник только в крайнем случае.

Острова Балтики

Поход для курсантов яхтенной школы длится 2–3 дня. Команды парусников посещают несколько островов в Выборгском районе. Устраивают ночёвку на Западном Берёзовом острове, совершают переходы на Вихревой и Новик. Здесь осматривают финские береговые батареи, кладбище русских моряков Императорского флота и любуются уникальными памятниками природы.

"Нам есть где испытывать парусники, ведь мы живём на берегу огромных озёр и Финского залива", - сказал Сергей Савельев, капитан
Сергей Савельев, капитан.

Сергей Савельев, капитан.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

10 лет Институт дополнительного образования ГУМРФ им. адмирала Макарова выпускает яхтенных рулевых