Копию редкой фотографии можно было увидеть и раньше. Выцветший снимок размером 220 см на 70 см давно уже несколько лет демонстрируется в Музее мостов Петербурга. На нем запечатлены Благовещенский мост и прилегающие набережные. Оригинал изображения до этого дня видели только хранители фондов Музея мостов, где он ждал реставрации.

Уникальность снимка

Работа выполнена в середине 1870-х годов.

"Реставрировали, конечно же, не цифровую копию, а оригинал, который был сильно поврежден. Панорама такого размера – редкость для того времени. Это зарождение фотографии как таковой. Зная технологии тех годов, можно сказать, что работа представляла колоссальную сложность. Выполнена фотография из четырех склеенных снимков, каждый размером 40х50. Сделали их в ателье на Васильевском острове, которое называлось "Класен, Штегеманн и Ко". Кто-то из них и был автором снимка. Мы также нашли этикету, где сообщалось, что продавали изображение в магазине Фельтена на Невском проспекте. Можно сделать вывод, что они и были заказчиками", – рассказал Metro руководитель пресс-службы РОСФОТО Артём Классен.

Исследователи уже выяснили, что виды Петербурга снимали со второго этажа Академии художеств на Васильевском острове. Для этого использовали большую павильонную камеру.

фото до и после реставрации.

фото до и после реставрации.

Центральный музей ЖД транспорта (филиал: Музей мостов)

Фото:

Сквозь революцию и войну

Снимок пережил и революцию, и Великую Отечественную войну. Хранился он в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта, но информацией, как он туда попал, музей не располагает.

"Когда в 2019 году мы готовились к выставке, к юбилею Благовещенского моста, то поняли, что показывать фотографию нереально, состояние её было плачевное. В РОСФОТО мы обратились, чтобы сделать копию и сохранить экспонат. Оригинал мы снова уберем в хранилище. К сожалению, экспонировать его уже можно будет только в эксклюзивных выставках", – говорит Елена Асташова, заместитель директора Музея мостов.
Раритет был доступен для широкой публики всего лишь один день.

Раритет был доступен для широкой публики всего лишь один день.

"Metro"

Фото:

Оригинал увидят не все

На реставрацию потребовалось полгода. Пришлось даже оборудовать специальное помещение, куда привезли пятиметровые столы и подходящие по размеру прессы. Несколько месяцев мастер руками очищала полотно при помощи резиновой крошки. Затем склеивались разрывы.

"Нужно было отделить фотографию от старого картона и от подрамника, не повредив при этом оригинальное изображение, которое значительно пострадало от времени. Кроме разрывов и подтеков полотно было в пыли и грязи, а техника печати исключала использование воды. Всё делалось буквально по миллиметрам", – поделилась художник-реставратор Анна Асеева.

Раритет был доступен для широкой публики всего лишь один день. Далее он отправится в фондохранилище музея, где есть условия для поддержания необходимого температурно-влажностного режима.