16+

Коронавирус устроил серьёзное испытание для бизнеса по всему миру, но есть компании, для которых это стало толчком к развитию. О том, что дала пандемия таким компаниям, с какими вызовами пришлось столкнуться и что ещё предстоит решить, рассказали эксперты направлений, определяющих сегодняшний рынок, на онлайн-встрече Tele2.

Благодаря самоизоляции большая часть населения нашей страны почти на три месяца ушла с головой в онлайн. В Сети работали, развлекались, развивались, общались, заказывали товары. Не секрет, что карантин усилил спрос на онлайн-сервисы, доставку и связь.  

 

За апрель-май мы построили больше, чем в допандемийные времена

 

Мобильные операторы в этой ситуации чувствовали себя довольно уверенно, но с некоторыми сложностями пришлось столкнуться и им.

Сергей Тимошин– Сказать, что операторы не пострадали от пандемии, нельзя. У нас есть выпадающие доходы – это роуминг, продажи абонентского оборудования. Но в принципе понятно, что мы чувствуем себя на этом рынке достаточно хорошо. Фактически мы коммунальная услуга, и для нас – это окно возможностей, – рассказывает Сергей Тимошин, директор макрорегиона "Северо-Запад" Tele2. – За два месяца произошёл действительно сумасшедший скачок с точки зрения онлайн. И мы это у себя видим. И наш интернет-магазин, который в пять раз вырос по стране с точки зрения продаж.

Как подчеркивают в компании, несмотря на то что нагрузка на сети возросла и трафик резко переместился из центра города в область, оператору удалось обеспечить высокое качество связи благодаря проделанной в прошлом году работе по развитию инфраструктуры. Но это ещё не всё. В непростые времена в Тele2 активно продолжалось строительство сетей.

– Представьте себе, что у нас был трафик Нового года прям один в один, только не одну ночь, а несколько недель, – продолжает Сергей Тимошин. – Что это для операторов?! Достаточно серьёзная нагрузка. Хорошо, что все последние годы мы активно модернизировали сеть, что позволило нам справиться с трафиком. Тем не менее за апрель-май мы построили больше, чем в допандемийные времена.

 

За это время я похудел на семь килограммов

 

Нарастил объёмы и сервис экспресс-доставки продуктов "Самокат", что было логично. Но предсказать всё невозможно, и компании пришлось экстренно перестраиваться под новую реальность.
 

Вячеслав Бочаров– Мы росли и до COVID-19, входили достаточно хорошо в рынок, но да, за время КОВИДА мы выросли в 3,5 раза. Понятно почему. Это не наша заслуга, так сложилась ситуация. Но тут вопрос того, что нужно было удержаться. Кто-то сломался, а мы нет. Продолжили работать без сбоев, – делится основатель "Самоката" Вячеслав Бочаров. – Это такая турбулентность. С одной стороны, мы были готовы к росту, с другой стороны – вдруг сразу и такой удар. В этот момент сломалось всё. Сломались все алгоритмы. Видно было, как моментально уходят гречка и туалетная бумага. Люди брали упаковками, резко увеличили потребление, и в моменте было сложно. Пришлось набирать очень много курьеров, по-другому закупать товар, по-другому строить алгоритмы прогнозирования. Я за это время похудел на 7 килограммов.

 

Пандемия помогла привлечь лояльных клиентов

 

Во время пандемии число полученных посылок только увеличилось, отмечают в свою очередь в компании выдачи интернет-покупок 5Post (X5 Retail Group, постаматы в "Пятерочке" и "Перекрестке"). Произошло это не только из-за активности потребителей, но и благодаря тому, что компании удалось вовремя среагировать на изменения. Сыграло не последнюю роль и подключение новых партнёров – маркет-плейсов и онлайн-магазинов. Специалисты этого сервиса прогнозируют, что рынок онлайн-заказов в России после снятия коронавирусных ограничений изменится в пользу самовывоза. И произойдёт это в течение ближайших лет.

– Пандемия помогла онлайн-сервисам привлечь новых лояльных клиентов, которые обратились поневоле, но потом распробовали и стали приверженцами. И большая часть этих людей продолжит ими пользоваться. У нас в мае количество повторных обращений составило 58%, – говорит Виталий Дырдасов, управляющий директор сервиса выдачи интернет-покупок 5Post. – Что касается соотношения курьерской доставки и самовывоза в онлайн-торговле, сейчас это примерно 70% к 30%. Прогнозируется, что в течение ближайших пяти лет пропорция станет обратной. Но надо понимать, что самовывоз займёт 70% от рынка, который к тому времени вырастет в несколько раз. С завершением КОВИД-мероприятий мы ожидаем притока клиентов. Это будет переход от курьерского канала в канал самовывоза.

 

И другие возможности

 

В целом все спикеры отметили, что отрасли меняются очень быстро и реагировать на это нужно правильно.

– С учётом того, что мы сейчас чувствуем себя пусть не так хорошо, как в допандемийные времена, но устойчиво, мы можем активно действовать. – подводит итоги Сергей Тимошин. – Телеком требует достаточно серьёзных капиталовложений и большого объёма людского ресурса. И именно сейчас мы можем набирать лучшие кадры на рынке труда. Рынок меняется довольно быстро, и COVID-19 действительно явился катализатором достаточно большого количества процессов.