Не секрет, что российские города сегодня не очень лояльны к маломобильным группам населения: инвалидам, пенсионерам, мамам с колясками. Рассказываем о том, как в новостройках решают проблему, о которой раньше  предпочитали молчать

Со времён Советского Союза вопрос мобильности людей с ограниченными возможностями если не замалчивали, то, по крайней мере, особо не афишировали. С развитием гражданского общества и появлением прозрачных каналов распространения информации – в частности, соцсетей – можно было бы активнее продвигать интересы этих категорий граждан. Но ситуация улучшается не столь стремительно, как хотелось бы.  

Как отмечает Евгений Ортин, маркетолог-аналитик СРО А "Объединение строителей СПб", лишь совсем недавно, в 2016 году, появилось постановление правительства №649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов". Это база для дальнейшего развития жилой среды в этом направлении.
– Разумеется, нельзя сказать, что до этого момента ситуация совсем никак не решалась, – продолжает эксперт. – С 1995 года в России действовал Федеральный закон №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в той или иной степени регулирующий отдельные вопросы безбарьерной среды.

Не только инвалиды
В целом каждый из нас может сам оценить, насколько вокруг всё, начиная от подъезда многоквартирного дома до ближайшего магазина, приспособлено под нужды инвалидов и пожилых людей. Но этими двумя категориями маломобильные группы населения не исчерпываются. Среди других самых очевидных примеров – мамы с колясками и беременные женщины.
Список можно продолжать: люди, перенёсшие травмы, дети до 4 лет, которым сложно преодолевать ступеньки и подъёмы, а также вполне здоровые граждане.

– Безбарьерная среда – это комфорт даже для физически здоровых людей – например, если кто-то идёт с тяжёлой сумкой, едет на велосипеде или самокате, – отмечает Надежда Виролайнен, главный архитектор ГК "КВС". – Дорога из дома и домой для этих жителей не должна напоминать полосу препятствий.
И это вопрос не только удобства, но и безопасности, объясняет эксперт. Например, если ребёнок едет на самокате, роликах, то во дворе, где грамотно выполнены все съезды с тротуаров, риски упасть и травмировать себя у него гораздо ниже.

В современных домах устраивают колясочные. Это экономит силы, а также место непосредственно в квартире.

В современных домах устраивают колясочные. Это экономит силы, а также место непосредственно в квартире.

ГК "КВС"

Фото:

Безбарьерный стандарт
В старых домах и дворах предыдущих десятилетий создание безбарьерной среды отдаётся на откуп управляющим компаниям и местным властям. В новых жилых комплексах это забота бизнеса, а общий подход становится стандартом. Это не только нормативы и обязательства застройщиков, их репутация, но и "сознательность". Поэтому сегодня, объясняют представители компаний, инфраструктура ЖК продумывается так, чтобы каждой категории населения было удобно.

– При проектировании дома мы стараемся встать на место жильца, подумать о каждой категории граждан, понять, как им будет комфортнее пройти к своей квартире или остановке общественного транспорта, какой путь придётся преодолеть до магазина или поликлиники, – рассказывает Надежда Виролайнен.
Минимальный "набор" – отсутствие "барьеров" на улице и на входе в парадные, широкие двери и тротуары, просторные лифты с низко расположенными кнопками и так далее. Расширенный (пока это скорее исключение из правил) – к примеру, велопарковки, колясочные, дворы без машин.

К безбарьерной среде относятся и удобные планировки квартир, которые можно скорректировать под потребности жителей, передвигающихся на инвалидных колясках.
– В наших кварталах есть ряд квартир, планировочные решения в которых разработаны под маломобильных жителей: в таком жилье нет длинных коридоров, расширены дверные проёмы и предусмотрен ещё ряд важных нюансов, – говорит директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест" Ян Фельдман.

– При этом организация безбарьерной среды не ограничивается отдельными зданиями, – продолжает тему Дмитрий Ефремов, руководитель аналитического центра "Главстрой Санкт-Петербург".  – На детских и игровых площадках во дворах может быть установлено оборудование, которое с комфортом используют дети с ограниченными возможностями. Например, если песочница приподнята над землей, то в ней удобно играть, сидя в кресле. На низко расположенных турниках хорошо заниматься спортом, а на качелях типа "гнездо" можно качаться, лежа на спине. Таким образом, все дети общаются и играют в едином пространстве.

Недорого и необходимо
По словам Яна Фельдмана, создание безбарьерной среды не несёт значительной дополнительной нагрузки на экономику проекта. Затраты составляют менее 1% от стоимости.
– В требованиях к стандартному жилью, недавно утверждённых Минстроем, одним из критериев обозначено расположение квартиры в доме, в котором обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, – заключает он. – Я считаю, что это здравое требование к современному жилью и что закрепление этого момента в госстандартах – правильное и нужное решение.

Вход на уровне земли становится стандартом в современных жилых комплексах.

Вход на уровне земли становится стандартом в современных жилых комплексах.

ГК "КВС"

Фото:

Что почём сегодня в Петербурге
•    По статистике bn.ru, сегодня в среднем за метр в новостройке города просят 126,1 тыс. рублей. За год показатель существенно вырос – со 112,5 тыс. рублей.
•    В среднем сегодня "однушка" обойдётся покупателю почти в 5 млн рублей, "двушка" – в 7,7 млн, а за "трёшку" придётся заплатить 10,5 млн.
•    Квадратный метр в квартирах с разным числом комнат, по данным bn.ru, практически не отличается. В "однушке" это 127 тыс. рублей, в "двушке" – 125,4 тыс., а в "трёшке" – 124,4 тыс.
Детские площадки должны быть безопасны и интересны детям разного возраста.

Детские площадки должны быть безопасны и интересны детям разного возраста.

"Главстрой Cанкт-Петербург"

Фото: