Актёров в костюмах царей можно увидеть почти у каждой городской достопримечательности: в Екатерининском саду, на Дворцовой, у Медного всадника. Чаще всего император с императрицей довольно навязчивы. За один снимок берут от 100 до 200 рублей. При этом часто с наивных туристов просят больше, чем оговаривали вначале.
– Вы из какого театра? – спрашиваю у Петра.
– Не из Александринского! – огрызается он.
– А чек за фотографию дадите?
"Царь" с нарисованными усами только ухмыляется.
Чаще всего такая деятельность нелегальна: актёры не платят налоги и не дают чеки. Городские власти говорят, что намерены навести в данной сфере порядок, хотя это и будет трудно – без участия полиции не обойтись.
Налоги платить не хотят
– Мы выступаем за развитие творчества, но очень хотим, чтобы с коммерческой деятельности платились налоги, – заявил Андрей Мушкарев, председатель Комитета по развитию туризма. – Сейчас в подавляющем большинстве случаев она ведётся на нелегальной основе. И город теряет большие деньги: если во всём мире доходы от туризма составляют около 10% от ВВП, то у нас порядка 2%.
Налоги не платят многие сувенирные лавки, владельцы речных судов, гиды-экскурсоводы. Поэтому в Комитете создали рабочую группу, которая начала борьбу с нелегальным сектором.
У многих экспертов внешний вид Петров и Екатерин также вызывает нарекания.
– В этих костюмах много исторических ошибок, – говорит историк моды Анатоль Вовк. – Большие петровские сапоги сегодня заменяют мужскими ботинками, поверх которых надевают большие накладные голенища. Особого внимания заслуживают костюмы Екатерин. Во-первых, во второй половине XVIII века ни одна уважающая себя дама не могла позволить себе показать щиколотки, тогда как платья ряженых "императриц" порой настолько коротки, что можно увидеть не только современную обувь, но даже ноги. Во-вторых, во времена Екатерины носили фижмы – каркасные конструкции, удлинённые по бокам, но никак не кринолины, мода на которые придёт лишь в середине XIX века. И, в-третьих, грязные и всклоченные парики, зимой надетые на шапку, а сверху дешёвая китайская диадема – разве могла Екатерина так выглядеть? Такие костюмы прививают неправильные представления об историческом костюме и императорском дворе.
• Прошлым летом в СМИ просочилась информация о том, что Екатерины и Петры не поделили площадку перед храмом Спас на Крови.
• Работающие легально императоры и императрицы столкнулись с недобросовестной конкуренцией: их пытались вытеснить лжецари без необходимых документов.
• В этом году "конкурентные войны" могут повториться: на улицы снова вышли десятки нелегальных Петров и Екатерин.
Костюмы "петров" и "екатерин" нам также прокомментировала Мэган Виртанен, историк моды:
- Конечно же, костюмы аниматоров, выступающих в роли "Петра Первого" и "Екатерины Второй" к реальному историческому костюму 18 века отношение имеют весьма относительное. Достаточно обратить внимание на длину платья "Екатерины" и каркасный кринолин под юбкой. Речь идёт даже не о стилизации, а о лубочной версии. Нечто, что для взгляда неопытного считывается как "какой-то старинный костюм", без дополнительных уточнений. Ни ткани, ни крой, ни отделка не имеют отношения к костюму 18 века, платье "Екатерины" кажется списанным за ненадобностью из костюмерной какого-нибудь заштатного театрика, где в нём играли в пьесах Островского. Лисья жилетка и конский хвост вообще вызывают недоумение. Костюм "Петра" тоже достаточно условен, а серые бриджи производят гнетущее впечатление и не удивлюсь, если окажутся просто закатанными наверх брюками. Впрочем, странно было бы ожидать от уличных "живых достопримечательностей" дорогих тканей и точного следования исторической правде. Для туристического аттракциона важнее мгновенное считывание "историзма" и лубочная яркость."