Постоянный участник Международного театрального фестиваля "Балтийский дом" режиссёр Оскарас Коршуновас сегодня покажет в Петербурге спектакль "Тартюф". О новых постановках и о том, почему литовских режиссёров знают во всём мире, Оскарас рассказал Metro

С "Тартюфом" вы триумфально гастролировали по Франции, другим странам Европы и даже Китаю. В чём успех этого спектакля?
Этот спектакль мы представляли на театральном фестивале в Авиньоне. Очень волнительно показывать одно из самых известных и острых произведений Мольера во Франции. Это всё равно что везти в Шампань на фестиваль шампанского игристое вино из Литвы. Ведь в своё время "Тартюф" разделил мир, вызвал международный резонанс. Этот спектакль имеет политический контекст. И всё, что происходит в пьесе, сейчас актуально в Европе и в мире. К власти во многих странах пришли Тартюфы, врут и отмазывают кого-то. Я перенёс события XVII века в наши дни, и эта история стала ещё острее. Во Франции спектакль приняли очень тепло. Надеюсь, что в Петербурге он тоже понравится зрителям.

Литва – страна небольшая. Но весь театральный мир знает Някрошюса, Туминаса, вас. В чём заключается феномен литовских режиссёров?
Парадокс в том, что для маленькой страны театр очень важен. Когда-то Афины тоже были маленьким городом, и после спектакля там мог поменяться политический строй. А вот в США, например, театральной жизни почти нет. Для нас же театр – это  часть жизни. Литовцы очень любят и уважают серьёзный подход. В прошлом году на фестиваль "Балтийский дом" я привозил спектакль "Русский роман" по произведению драматурга Марюса Ивашкявичюса. Позже зрители спрашивали меня: почему он такой длинный и тяжёлый? У литовцев такой вопрос бы даже не возник. А что касается режиссёров... Мне кажется, в маленькой Литве появилась большая режиссёрская школа. Мы учимся друг у друга, у коллег из России и Европы. Постоянно задаём себе вопросы и пытаемся на них ответить. И даже варясь в собственном соку, стараемся удивить друг друга.

По официальным данным в Литве проживает около трёх миллионов человек. По факту меньше – многие уезжают в Еропу. Где вы берёте талантливых актёров?
Литовская земля богата талантливыми людьми! А если серьёзно, когда-то я ставил спектакль "Изгнание". Он рассказывал как раз об эмиграции. Постановка длилась больше шести часов и была безумно популярна. Тогда речь шла о середине 90-х, когда литовцы действительно уезжали – просто покупали билет в один конец. Иностранных языков они не знали, ехали в никуда. Устраивались на самую тяжёлую, малооплачиваемую по европейским меркам работу. Сейчас ситуация изменилась. Многие возвращаются. И даже если уезжают, то не навсегда. Так что ситуация меняется.

Вы сейчас активно работаете с Россией...
Во МХАТе собираюсь ставить спектакль по произведениям Александра Сухово-Кобылина. Уже провёл кастинг, мы определились с актёрами. Идут переговоры с петербургским театром "Балтийский дом", здесь тоже буду работать. Но что именно буду ставить, пока секрет. В театре очень хорошая труппа. Но с актёрами пока не определился. Думаю, если будет необходимость, рассмотрим вопрос пригласить кого-то со стороны. Это нормально: работает же в "Балтийском доме" литовский актёр Владас Багдонас.

Где ставите чаще: в России или Европе?
В Европе. Работаю в Норвегии, Дании, Польше, Германии. Хотелось бы поработать с Белоруссией – поставить "Чернобыльскую молитву" по произведению Светланы Алексиевич. Тем более, что эта тема мне близка.

У вас же есть белорусские корни?
Да, по отцу. У моего прадеда была фамилия Коршун. Позже к ней добавилось русское окончание -ов, затем литовское -ас. Но я уже родился Коршуновасом. Белорусский язык понимаю, но не говорю на нём. В душе я литовец. Но одинаково могу говорить на английском и русском языках. И когда работаю в России, моего словарного запаса достаточно, чтобы объяснить актёрам их задачи. А всё потому, что я много читаю по-русски.

"У моего прадеда была фамилия Коршун. Сначала к ней прибавилось русское окончание -ов, затем литовское -ас".
Оскарас Коршуновас, режиссёр

Свой среди чужих
•    Оскарасу Коршуновасу 50 лет. 20 лет назад создал в Вильнюсе Театр Оскараса Коршуноваса. С 1990 года поставил несколько десятков спектаклей в разных странах.
•    Постоянный участник Авиньонского театрального фестиваля и Международного театрального фестиваля "Балтийский дом".
•    В Московском театре Et Cetera поставил "Смерть Тарелкина" с Александром Калягиным в главной роли, в Александринском театре (Петербург) – спектакль "Укрощение строптивой".

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Комитета по культуре Санкт-Петербурга.