В Петербурге воссоздают архитектурный металл самого "статусного" здания во всём ансамбле Витебского вокзала. Metro побывало в мастерской, где идёт этот сложный процесс

Витебский вокзал, считавшийся в конце XIX – начале XX века одним из самых роскошных в Европе, конечно, имел свою отдельную платформу для царских поездов, расположенную со стороны Введенского канала. У него был  свой дебаркадер, куда прибывали коронованные особы и другие высокие гости. В город они выходили через Императорский павильон, который впечатлял имперским размахом и красотой: валаамский гранит, необыкновенно сложной работы металлические украшения, лепной декор – и корона дома Романовых на фасаде. От этого великолепия не осталось почти ничего, кроме самого здания, даже на место короны в начале 2000-х водрузили пластиковый муляж. Но уже в этом году Императорский павильон может снова заблистать – в прямом и переносном смысле.

Максимально достоверно
Реконструкция Императорского павильона станет логичным продолжением программы реставрации Витебского вокзала. Начали восстанавливать декор павильона  осенью 2017-го.

– Под козырьком Императорского павильона побывала едва ли не вся Европа, это место пропитано историей,  – говорит Кузьма Одинцов, художник-реставратор творческой мастерской Геннадия Вьюнова "СТЕК", восстановившей в том числе часть ограды, ворота и фонари Спаса на Крови. – Мы нашли тому документальные подтверждения, когда работали в архивном комитете Петербурга, собифрая материал для эскизов и чертежей. Утраченные детали убранства восстановили по фотографиям и сохранившимся частям.

Собирали материал несколько месяцев, потом вручную рисовали чертежи в масштабе 1:1 и изготавливали модели из пластилина – и только после этого приступили к ковке.

Козырёк (под него вмещалась целая карета!), два дракона под ним, фонари на фасаде, флагштоки на крыше, ограждения и, конечно, корона будут отреставрированы – даже изначальные сетки на плафонах угловых фонарей обещают восстановить.
– Мы смотрели на изображение короны и думали, что это за искажения? Оказалось – хрустальная инкрустация, а ведь внутри она скорее всего освещалась... Удивительно красиво было, а мы стараемся максимально приблизиться к старым мастерам по качеству и уровню исполнения, – продолжает Кузьма Одинцов.

Сделано на века
Эти "качество и уровень" старых мастеров вообще ставят перед специалистами сложную задачу.  Заниматься такими работами могут только реставраторы с  чувством вкуса и обязательно – с художественным образованием. Знания нужны непременно: так, авторство этой уникальной работы определили по химическому анализу металла и манере исполнения. К примеру, такие же подсолнухи, как на фонарях, в своих работах использовал рижский мастер Энгельсон. Конечно, воссозданные (пусть и максимально достоверно) элементы не будут иметь той же исторической ценности, но точно будут обладать высокой художественной.

Отреставрированное металлическое убранство, говорят в мастерской, будет украшать павильон долгие десятилетия и даже века: к примеру, все навесные детали короны воссозданы и будут "позолочены" долговечным нитридом титана.
Что будет в Императорском павильоне (который восстанавливают на частный капитал) и будет ли он открыт для петербуржцев, пока неясно. Однако декор фасада, включая весь металл, будет окончен уже в этом году. Реставраторы обещают, что в итоге здание будет снова восхищать своей красотой и корона, один из самых сложных и эффектных его элементов, вновь воссияет на фасаде.
Императорский павильон: только факты
Одноэтажное здание Императорского павильона в стиле модерн было построено в 1901 году по проекту архитектора Станислава Бржозовского – автора самого Витебского вокзала. За образец был взят Венский павильон, однако в итоге петербургское здание получилось более роскошным.
Внутри павильон разделялся на две части: правая "принадлежала" царской фамилии, левая отводилась для свиты. Кроме того, были предусмотрены два кабинета для императорских особ и несколько уборных.
Сейчас здание закрыто для посещений.