Metro продолжает цикл публикаций к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. "Дети победителей" – это истории людей, чьи родители воевали на фронте. О своём отце рассказывает петербуржец Евгений Тиличеев

Заслуженный артист России Евгений Тиличеев родился 1 июня 1946 года и сам называет себя ребёнком Победы.
    – Папа вернулся с фронта, поехал забирать маму из эвакуации. А когда они вернулись в Ленинград, я уже был в проекте, – говорит артист.

Сергей и Вера Тиличеевы перед началом войны.

Сергей и Вера Тиличеевы перед началом войны.

из личного архива Евгения Тиличеева, "Metro"

Фото:

Две войны
Сергей Тиличеев – профессиональный военный. К июню 1941-го он успел окончить артиллерийское училище, участвовал в войне с Финляндией.
– Летом 1941-го отец отправил маму с моим старшим братом Мишей в Иркутскую область, а сам ушёл на фронт, – вспоминает Евгений Сергеевич. – Защищал Ленинград, был в ополчении. Потом много где воевал, дошёл до Кёнигсберга. Там получил контузию, и его откомандировали в Подмосковье, где отец занимался подготовкой молодых бойцов. После войны папа вернулся в наш дом на улице Чайковского, осмотрел комнату и  отправился за своей семьёй в Сибирь.

"Ложись! Не двигайся!"
Через девять месяцев после возвращения в Ленинград в семье Веры и Сергея Тиличеевых родился сын Женя.
– Я появился на свет в роддоме на улице Маяковского, в "Снегирёвке". Мама рассказывала, что в ту ночь была жуткая гроза, выбило пробки. Роды принимали в темноте. Врачи тогда сказали маме: "Сын твой громыхать будет!" В результате я стал артистом Театра музыкальной комедии, пою в оперетте.

После войны Сергей Тиличеев работал на заводе "Арсенал".
– О войне папа или не рассказывал, или отшучивался, – говорит сын фронтовика. – Но до нас, послевоенных детей, ещё долго доносилось фронтовое эхо. Наша семья снимала дачу на берегу реки Сестра в Белоострове. С мальчишками откапывали мины, сами выбивали запалы. Одну такую я принёс домой, спрятал под кроватью. Бабушка нашла конусообразный патрон с ручкой, показала его моему дяде-фронтовику: "Смотри, какая толкушка!" Дядя Костя закричал: "Ложись! Не двигайся!" Схватил эту штуку и побежал к реке. Бросил её в воду, сам лёг, закрылся руками. А тут я иду: "Дядя Костя, мы же всё разрядили". Как меня тогда ругали! Помню, что в послевоенном Ленинграде было очень много фронтовиков-инвалидов. На улице Кирочной находилась пивная: на стеклянном окне нарисована огромная кружка, которую обнимал рак. И под этой кружкой собирались калеки, потерявшие на войне ноги. Передвигались они на тележках, старые гимнастёрки увешаны боевыми наградами. Помню, как сердце сжималось, когда их видел. А потом они куда-то исчезли...

"Иди и смотри"
Самой популярной игрой у мальчишек в конце 40-х – начале 50-х годов была войнушка. Никто не хотел быть в роли немцев. Поэтому поступали по-честному: "врагами" становились по очереди.
– Я стал актёром, с 1972 года служу в Театре музыкальной комедии. У меня классический репертуар. Но в течение многих лет 9 Мая я проводил на Дворцовой площади, вёл концерты, посвящённые Дню Победы. Мне посчастливилось сняться в культовом фильме о войне режиссёра Элема Климова "Иди и смотри". Правда, сыграл я гада – коллаборанта, эстонца Гежеля. Но материал был интересный, и я просто не мог не согласиться на эту роль. Помню, во время озвучивания режиссёр сказал мне: "Женька, ну и сволочь же ты, тебя ещё и жалко!" Я там такой проникновенный – сам плачу, когда смотрю. Счастлив, что этот фильм получился. Его тяжело смотреть несколько раз, но однажды, я считаю, увидеть надо. Чтобы не забывать нашу историю, чтобы ужасы войны не повторились.