На выбор жителей XXI века целый колесный арсенал. Это и велосипед, и электросамокат, и скутер, и скейтборд, и сигвей, и ролики. Однако наибольшей популярностью у жителей Северной столицы пользуются первые два. Мы решили сравнить транспортных фаворитов петербуржцев и выяснить, что лучше с точки зрения здоровья, экологии и финансов.

Цена вопроса

Разброс цен велик в обоих сегментах. Самый бюджетный электросамокат в 2023 году обойдется в 12 тыс. рублей, самый дорогой – в 557 тыс. Разница в мощности батареи и максимальной скорости. Новый велосипед можно купить как за 21 тыс. рублей, так и за 779 тыс. – это горный, с дисковыми тормозами и семью режимами скоростей. 

Помимо покупки железный конь требует ежегодного обслуживания. Среди велосипедов самый нетребовательный вариант – велосипед с одной передачей, говорит директор объединения “Петербургское велосообщество” Павел Хусу.

“Так называемые синглспиды или их подвид “фиксы”, велосипеды с фиксированной передачей, являются самыми простыми в обслуживании. Предсезонное техобслуживание обойдется порядка 5 тыс. рублей”, – говорит Павел Хусу. 

А вот владельцам горных велосипедов снова придется потратиться. В перечне работ: проверка тормозов, цепи и спиц, смазка втулки в колесах.  

“Техобслуживание велосипеда с несколькими передачами и амортизационной вилкой может обойтись более чем в 10 тыс. рублей”.

Впрочем, сэкономить не получится и с электросамокатом. Упрощенный вариант техобслуживания с настройкой тормозов, протяжкой силовых соединений, установкой давления шин, настройкой фары в среднем будет стоить от 600 до 2500 рублей. Расширенный пакет, в который входит в том числе смазка тормозных тросов и амортизаторов, – от 1500 до 7500 рублей. Еще большими растратами грозит использование арендованных электросамокатов.    

“Протяженность моего маршрута от дома до работы 14 километров. На велосипеде этот путь я проезжаю за 50–55 минут. Если до метро и от метро до работы добираться, например, на прокатном самокате, то выйдет примерно так же 50–55 минут, что и на велосипеде, однако стоимость такой поездки вырастет более чем в три раза (я учитываю стоимость аренды самоката без абонемента, это где-то 50 рублей за то, чтобы просто взять самокат, и 7,5 рубля за каждую минуту поездки). То есть велосипед выигрывает и по времени в пути, и в плане экономии денег на проезд”, – продолжает собеседник Metro.

Польза для здоровья  

Покатушки на велосипеде, по словам медиков, укрепляют сердечно-сосудистую систему и прокачивают дыхательную: при регулярных поездках у курящих гонщиков легкие очищаются от токсинов. Крутить педали полезно и для мышц. Укрепляются не только икры, бедра, ягодицы, но и спина, пресс, шея, руки. В процессе поездок велосипедист вынужден постоянно следить за дорогой. Это, в свою очередь, положительно сказывается на зрении.        

“На велосипеде и ноги тренируются, и калории сжигаются. Также для самого водителя полезны и двигательная активность, и развитие таких навыков, как ловкость, внимательность, и тренировка координации”, – рассказывает врач-кардиолог и кандидат медицинских наук Ольга Крылова.

С электросамокатом ситуация неоднозначная. С одной стороны, этот вид мобильного транспорта тренирует внимание и вестибулярный аппарат, с другой – вызывает застой крови в ногах.   

“Длительная езда на электросамокате неполезна для ног из-за застоя крови в венах. Также нет физической нагрузки, не сжигаются калории, – добавляет Ольга Крылова. – И по сравнению с электросамокатом велосипед, конечно, полезнее”.

Кроме того, перед выходом из дома и велосипедисту, и электросамокатчику важно оценить погоду. 
“Следует помнить о высокой травмоопасности велосипедов и самокатов”, – говорит эксперт. 

Влияние на экологию

По сравнению с автомобилем и велосипед, и электросамокат более экологичны.  

“Они не производят вредных выбросов при эксплуатации", – объясняют в пресс-службе велопешеходной ассоциации “Пошли-поехали”. 

Теперь рассмотрим каждое транспортное средство по отдельности. Начнем с электросамокатов. Тут загвоздка кроется в литий-ионных батареях. Их производство может оказывать серьезное влияние на экологию. 

“Изготовление литий-ионных батарей требует большого количества ресурсов и энергии, что может привести к выбросу парниковых газов и загрязнению водных и почвенных ресурсов”, – объясняют эксперты “Пошли-поехали”.

Непреодолимые сложности есть пока и с переработкой аккумуляторов.

“Все способы утилизации литий-ионных батарей на данный момент достаточно сложны, нет способа утилизации, безопасного на 100%”, – добавляют специалисты велопешеходной ассоциации. 

Если же брать обычный велосипед, то он менее затратен в производстве и подлежит утилизации на 99%. Более того, не обязательно выбрасывать своего железного коня: его можно подарить или продать. 

“Цикл жизни велосипеда огромен: рамы легко живут по 40 и 50 лет. Энтузиасты собирают велосипеды на рамах полувековой давности и успешно катаются каждый день, – говорят эксперты. – Велосипед однозначно является более экологичным видом транспорта. Он дешевле в производстве, подлежит утилизации, практически не потребляет углеводородов, требует минимальных деталей для обслуживания”.

Добавим, что в Петербурге активно развивается велоинфраструктура. В городе на Неве уже обустроено 42 дорожки, протяженностью 143,7 км, а планы расписаны на несколько лет вперед. Так, в 2023 году выделенные полосы для велотранспорта появятся между проспектами Косыгина и Заневского, а также от улицы Коллонтай до Дальневосточного проспекта. В 2024-м откроют три маршрута в Приморском районе: от Яхтенной улицы до Савушкина, от Комендантского проспекта до Шуваловского, и она участке улиц Глухарская, Планерная, Яхтенная.