8 июня в Институте русского реалистического искусства открывается выставка "Спорт – это искусство" с работами легендарных спортивных фотографов. Metro рассказывает, как делал снимки самый известный из них – Лев Бородулин.

Тет-а-тет, 1960 год
Греко-римская борьба была так популярна в Советском Союзе, что даже входила в программу физической подготовки призывников. Этот снимок Лев Бородулин сделал на Олимпиаде в Риме. С неё наши борцы привезли три золотые и две бронзовые медали.

Из лука, 1956 год
Юная героиня снимка держит в руках спортивный лук, сила натяжения которого  около 15–20 килограммов, а скорость полёта стрелы достигает 240 километров в час. "Крупный план, максимально приближающий лицо спортсмена к зрителю, – один из излюбленных приёмов фотохудожника Льва Бородулина", – отмечают организаторы выставки.

Василий Алексеев, 1976 год  
Советского тяжелоатлета Василия Алексеева журналисты называли "русским богатырём". На снимке Бородулина штангист запечатлён на Олимпиаде 1976 года в Монреале, на которой он завоевал свою вторую золотую медаль. В толчке Алексеев тогда показал 255 кг, а в рывке – 185 кг.

Гимнастический круг, 1964 год
После того как это фото опубликовал журнал "Огонёк", на редакцию обрушился поток писем с вопросом, как автор нашёл такой ракурс. Позже мастер рассказал, что это был его первый опыт съёмки "рыбьим глазом".


Надежда Степанова, арт-директор ИРРИ

В чём должно состоять мастерство фотографа, который снимает репортаж о спортивных событиях?
– Главное – запечатлеть момент накала страстей на поле, на ринге и передать переживания спортсменов. Спорт – это всё-таки очень эмоциональная история, а уловить эмоции под силу не всем фотографам.

Какие необычные способы съёмки были у легендарных фотографов?
– Лев Абрамович Бородулин делал кадры буквально из-под земли. Он подрывал канавки вокруг ринга, где боролись борцы, ложился туда и получал интересные ракурсы. Другой мастер, Юрий Транквиллицкий, ради своей страсти – подводной съёмки – смастерил себе маску из военного котелка.