Всё началось с Мэрилин Монро
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу до 10 января открыта выставка "Я, Энди Уорхол". На ней можно увидеть самые узнаваемые работы американского короля поп-арта: портреты Мэрилин Монро, Владимира Ленина и Мао Цзэдуна.

– Раньше всех появилась Мэрилин – в 1962 году. Тот год был знаковым для Энди: состоялась его первая персональная выставка в Лос-Анджелесе, на которой он представил "Банки супа "Кэмпбелл", – говорит Metro один из организаторов выставки, продюсер Александр Начкебия. – Мэрилин была для Уорхола таким же растиражированным образом, как и суповая банка. Когда она умерла, это стало шоком и для Америки, и для Энди. Он отреагировал на него такими работами. Первой была "Золотая Мэрилин Монро". Энди был очень религиозным человеком, и многие искусствоведы сравнивают её с иконой. Здесь её нет, но это совершенно космическая работа

"В академическом виде Ленин не может прийти домой ко всем людям. А прикольный Ленин Уорхола мог".
Александр Начкебия, продюсер выставки "Я, Энди Уорхол"

Джанни Меркурио
куратор выставки

В Сети обсуждают слух, что представленные работы, в том числе "Красный Ленин" и один из портретов Мао, не являются подлинными. Откуда эти экспонаты?
– Наша выставка получилась масштабной и охватывает самые разнообразные аспекты творчества Уорхола. Большинство работ и экспонатов привезены из Словакии, исторической родины семьи художника, и Италии – к концу жизни Уорхол провёл здесь несколько персональных выставок, поэтому многие работы можно найти в музеях, художественных галереях и частных коллекциях.
Картины Мао и Ленина предоставлены одной из самых значимых итальянских частных коллекций, Фонда Орси, который владеет ими уже более 20 лет. Они имеют сертификат подлинности от Фонда Энди Уорхола и опубликованы в одном из томов каталога Raisonnée Энди Уорхола. В этом же зале представлены два уникальных принта из оригинальной серии "Мао", а также полное портфолио из десяти принтов издания Sunday B Morning, с которым Уорхол сотрудничал лично.
Многие ценные работы были предоставлены галереей и музеем Zoya (Словакия), в том числе графика Уорхола, "Банки супа "Кэмпбелл", "Исчезающие виды" и другие. Права на уникальные фотографии Кристофера Макоса были приобретены непосредственно у фотографа, друга Уорхола, а все видеоматериалы и некоторые фото были предоставлены в коллекцию Музеем Энди Уорхола в Питтсбурге (США).
Цель выставки – показать художника с разных сторон, поэтому коллекция формировалась из работ, предоставленных разными институциями и частными коллекционерами. То, что в этот непростой период удалось собрать и привезти в Москву настолько большую коллекцию, кажется чудом.