В Новой Третьяковке впервые воссоздали экспозицию из картин и скульптур русских авангардистов, которые они сами почти сто лет назад сами отобрали для Музея живописной культуры – первого в мире государственного музея современного искусства.

– В 1918-1919 годах не было никакого строя, был только настрой – и очень демократический. Государство поддерживало экспериментальное искусство в то время как в стране была война, голод и разруха. Художникам не просто дали возможность создать свой музей, но и дали все бразды правления в руки, – рассказала Metro куратор выставки, искусствовед Людмила Пчёлкина.

По её словам, Василий Кандинский, был там председателем закупочной комиссии, а Казимир Малевич заведовал строительно-художественным подотделом: искал помещения под музей и пространства для выставок.

После аж четырёх переездов Музей живописной культуры обосновался в здании Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Это учебное заведение, бывшее по сути первой советской школой дизайна, располагалось по адресу Рождественка, 11. “Чёрный квадрат” Малевича стал одной из первый вещей, купленных музеем. Но конфликта интересов не было.

– Было правило: если приобретаются твои вещи, ты из комиссии выходишь,  – продолжает Людмила Пчёлкина. – Понятно, что не всё было гладко, художники ссорились из-за того, чьих картин больше купили, чьи поедут в провинцию, а чьи будут висеть [в Москве].

Аналогичные московскому музеи живописной культуры были открыты также в Петербурге, Смоленске, Пензе, Уфе, Витебске, Оренбурге и Рязани. Знакомить же с новым искусством нужно было не только москвичей, но и жителей всей огромной страны.

Выставка "Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры" в Новой Третьяковке открыта до 23 февраля

В музее на Рождественке было шесть комнат, обозначенных латинскими буквами от A до F. В первых трёх висели картины “объёмной” группы от нео-импрессионизма до кубизма, а в остальных “плоскостные” – от нео-импрессионизма до супрематизма. Спустя сто лет архитекторы выставки “Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры” Евгений Асс и Ольга Аистов построили эти залы на втором этаже Новой Третьяковки, а куратор Людмила Пчелкина и её помощница Ирина Кочергина по архивным фотографиям и газетным вырезкам развесили картины так же, как сто лет назад.

Поэтому в зале A посетителей встречают работы художников общества “Бубновый валет”  Петра Кончаловского, Ильи Машкова и Наталья Гончаровой, а зал F заполнен картинами Малевича.

У двух полотен Малевича под одинаковым названием “Динамический супрематизм” очень интересная история. После ликвидации Музея живописной культуры они уже как предметы запрещённого искусства оказались в запасниках Третьяковской галереи. Но в 1970-е были вывезены за границу частными лицами, а потом выкуплены европейскими музеями.

Речь о  “Динамических супрематизмах” №38 и №57. Первый был передан американскому коллекционеру Арманду Хаммеру  после того, как в 1972 году он подарил Эрмитажу “Портрет актрисы Антонии Сарате” кисти Гойи. между прочим до сир пор единственной работы этого художника в российских музеях. Спустя несколько лет его приобрёл Музей Людвига в Кёльне.

Со второй картиной история произошла более загадочная.

– В 1975 году некое лицо из Англии – мы так и не нашли никаких концов, кто это мог быть – видимо как-то очень хорошо попросило именно конкретно Малевича выдать. Интересно, что в этом случае был уже приказ не от Министерства культуры, а от ЦК партии. Они просто дали задание министерству любым способом найти Малевича. Сначала те поехали в Петербург [ к директору Русского музея Василию] Пушкарёву, но он спрятал всего своего Малевича заранее. Тут уж Третьяковской галерее некуда было деваться, – описывает Людмила Пчёлкина.

В акте 1975 года хранители галереи отметили, что выдали картину по устному распоряжению – телефонному звонку – начальника управления изобразительных искусств и охраны памятников в нарушение инструкции по учёту и хранению музейных ценностей. Спустя две недели в другом акте они просто написали, что картина списана с баланса. Через несколько лет картину приобрела галерея Тейт Модерн.

Чтобы восстановить это белое пятно в судьбе картины Малевича, в Третьяковской галерее намерены обратиться Министерство культуры РФ:

– Эти приказы, наверное, находятся в архиве Министерства культуры. Сначала мы их искали в РОГАЛИ (Российский архив литературы и искусства), но они сказали, что им всё передали, кроме этих приказов. Сейчас мы просто наверное, напишем официальное письмо министру культуры с просьбой выдать их нам непосредственно из архива.

Страховая стоимость картины  “Динамический супрематизм”  №38 – 15 млн евро (1 млрд руб.),  “Динамический супрематизм” №57 – 75 млн фунтов стерлингов (6 млрд руб.)