Спрос на онлайн-курсы повышения квалификации резко вырос после пандемии.

Теперь открываются большие перспективы для подобных курсов и в сфере онлайн-образования. Об этом рассказала депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая.

“В нашем институте они уже занимают достойное место, наработана прекрасная репутация. Уверена, сформировавшийся за время пандемии спрос даст нашим педагогам дополнительный стимул к творчеству, созданию новых программ для тех, кто заинтересован в профессиональном росте”, – сказала депутат.

Она отметила, что в целом столичная система образования справилась с трудностями, вызванными пандемией.

“Нужно признать, что не все процессы и процедуры, привычные для университетов до пандемии, функционировали с прежней эффективностью, но система в целом сохранила устойчивость. Масштаб задачи был очень большим – необходимо было реализовать в “удалённом” формате более миллиона курсов и дисциплин, включая лекции, семинарские и практические занятия. Абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Это большое достижение”, – отметила она.

При этом Маргарита Русецкая подчеркнула, что 14 процентов студентов остались неудовлетворенными переходом в онлайн.

“Нельзя скрывать, что и определенная часть преподавателей имеет негативные установки в отношении онлайн-форматов обучения. В докладе приводятся данные – 88 процентов скептически относятся к дистанционной форме обучения. Это связано с увеличившейся трудоемкостью, а также с неготовностью педагогов к эффективному использованию технологий. Однако доклад зафиксировал и очень оптимистичную тенденцию: количество тех, кто видит в новых форматах будущее, за время пандемии выросло с 30 до 70 процентов”, – добавила парламентарий.

Кстати, во многих вузах уже в первые дни “перехода” студенты на добровольных началах помогали своим педагогам освоить и разобраться в тонкостях онлайн-работы, передаёт АГН "Москва".

“В вузах сформировались группы или штабы студентов IT-волонтеров. Цифровые волонтеры оказывали помощь преподавателям с настройкой и использованием онлайн-платформ, а также помощь в решении сопутствующих технических проблем. Около 20 процентов преподавателей получили подобную помощь. Это значит, что совместными усилиями можно преодолеть и технические проблемы, и скептицизм”, – убеждена Маргарита.

По её мнению, увеличение нагрузки на студентов во время онлайн-обучения является нормальным явлением.

“Выросла доля самостоятельной подготовки, выросла степень ответственности за свой результат. Хочу обратить внимание и на сопутствующую тенденцию: в онлайн-формате повысился уровень субъектности студентов по отношению к своей образовательной траектории - по определенным программам фиксируется даже рост посещаемости занятий. <…> Минобрнауки в докладе об уроках пандемии фиксирует очень важную тенденцию: у студентов благодаря пандемии вообще вырос запрос на гибкие образовательные траектории, на разнообразие форм обучения. Это означает, что нам надо ответить на этот запрос, снимая барьеры для гибких и индивидуализированных образовательных траекторий. Доклад рекомендует, к примеру, засчитывать онлайн-курсы других университетов в своем учебном плане. Это интересная практика, и если она будет внедрена, мы будем говорить о новом уровне конкуренции среди вузов и среди персоналий в педагогическом сообществе”, – пояснила депутат.

Напомним, ранее Минобрнауки обнародовало аналитический доклад “Уроки “стресс-теста”: вузы в условиях пандемии и после неё”. Основной его вывод в том, что система российского высшего образования выдержала стресс-тест.