Сегодня вы были на участке, где произошла авария?

- Да, рано утром.

Там уже всё работает?

- Ещё вчера всё заработало (интервью проходило 19 июля. – Прим. ред.). После многократных проверок мы запустили движение поездов в полном объёме.

Как, на ваш взгляд, сработал персонал во время ЧП и при ликвидации его последствий?

То, как сработали сотрудники метрополитена, ещё предстоит подвергнуть глубокому анализу. Городские службы – спасатели, Департамент здравоохранения, ГИБДД, транспортный комплекс – сработали хорошо. "Мосгортранс" обеспечил вывоз пострадавших, работу компенсационных маршрутов. Также я благодарен частным таксомоторным компаниям, которые выделили машины для пострадавших. 20 автобусов бесплатно предоставили частные автобусные компании, работало около ста добровольцев. Всем хочу сказать большое спасибо.

Когда такое происходит, требуется собрать все силы, не давать волю чувствам и сделать всё, чтобы помочь пострадавшим, устранить последствия, организовать перевозку пассажиров. При этом ты остаёшься человеком и испытываешь все чувства – горечь, боль, сожаление. Я не начальник метрополитена, но тоже чувствую моральную ответственность за случившееся.

Уже сложилось понимание того, что же всё-таки произошло?

- Точку, конечно, должны поставить следственные органы. Также по поручению мэра создана комиссия, которая занимается этой трагедией. Есть несколько версий, и мы внимательно относимся к каждой из них. Сначала звучала версия о скачке напряжения, но она подтверждается всё меньше. Возможно, проблема в подвижном составе. И есть версия о стрелочном переводе. Возможно, появятся и другие. Все должны отработать в Следственном комитете.

В ведомстве утверждают, что детали стрелки были привязаны проволокой. Это вообще как? Такое бывает?

- Нет. Это нарушение. Никакой проволоки при монтаже стрелочного перевода быть не может. На это есть жёсткий регламент. Версия Следственного комитета как раз связана с тем, что регламент не соблюдался.

Мэр Сергей Собянин заявил, что в метрополитене выявлен ряд нарушений техники безопасности и дисциплины. Градоначальник пообещал сделать «кадровые выводы» и проверку со стороны Счётной палаты. Как считаете, эти меры оправданы?

- Трагедия поставила перед нами новые задачи. Многие планы, меры, которые мы разрабатывали ранее, теперь требуют корректировки. Правительство Москвы никогда не ограничивало метрополитен в средствах, связанных с обеспечением безопасности. Расходы на эти цели составляют порядка 35 млрд в год. Этих денег достаточно, чтобы город и москвичи ждали от руководителей подземки сверхнадёжной работы. Поэтому, конечно, руководители метрополитена должны понимать свою ответственность. И, да, кадровые выводы, скорее всего, коснутся не только рядового персонала.

Об аварии высказывались на самом высоком политическом уровне. Президент Путин заявил, что "ответственность должна быть персонифицированная".

Насколько высоко меры могут зайти? Конечно, мы понимаем, что авария стала общероссийской проблемой. Конечно, руководство страны в курсе происходящего и предпринимаемых правительством Москвы мер. Кадровые выводы, разумеется, последуют.

Предприняты ли какие-то системные меры после аварии?

- Правительство Москвы потребовало от руководителей метрополитена лично принимать участие во внеплановых проверках систем и инфраструктуры метрополитена. Чтобы они не делегировали, а лично отвечали за вверенный участок работы, своими руками, глазами контролировали работу и не перекладывали на рядовых сотрудников.

Также мэр поручил провести внеплановые проверки всех систем метрополитена. Сразу после аварии были осмотрены все стрелочные переводы подземки. Ни на одном из них не обнаружено проблем.

Всё же насколько безопасно сейчас в подземке Москвы?

- Наш метрополитен остаётся самым безопасным в мире. Гораздо больше шансов оказаться в ДТП или быть сбитым на переходе, чем попасть в беду в подземке. Хотя, конечно, недавняя авария выбивается из ряда вон, и мы ни в коем случае не умаляем проблемы.

Поговорим на другие темы. С 1 августа вновь расширяется зона платной парковки...
Да, она выходит за границы Садового кольца. 154 улицы туда войдут. Это самые проблемные места с точки зрения трафика: там расположены торговые центры, офисные здания, скопления автомобилей.

- Вместе с муниципальными депутатами, инициативными группами мы анализировали, как создать максимальный приоритет местным жителям. Для сохранения необходимого количества парковочных мест мы даже перевели в одностороннее движение 24 улицы, чтобы можно было парковаться на обеих сторонах.

Во дворы платная парковка не входит! Это домыслы, которые публикуются в некоторых СМИ. Это совершенно не так. Дворами занимаются жители, и они вправе решать, что там будет.

Бесплатные парковочные места сохранятся у объектов социальной сферы. Также 10% мест отдаётся инвалидам. Их автомобили занесены в специальный регистр, и мы понимаем, кто имеет право стоять в определённом месте, а кто не имеет.

О каких результатах введения платных парковок сейчас можно говорить?

- Результаты есть. При росте автомобильного парка нет тенденции к увеличению трафика и пробок. Внутри Садового кольца на 9% выросла пропускная способность. Почти в четыре раза увеличилась оборачиваемость парковочных мест.

Что происходит с новым трамваем?

- Он уже работает. Практически на постоянной основе. Очень приятно видеть, как пассажиры, видя, что подъезжает новый трамвай, ждут, когда проедет старый, и только потом садятся в новый. Мы получаем хорошие отзывы, всем нравится. Довольны и водители. В «Мосгортрансе». Кстати, даже возник некий конкурс, чтобы водить именно новые трамваи.

Когда заработают табло на остановках?

- Уже установлено почти 550 табло. 300 из них уже работают и отображают время прибытия транспорта. Кроме того, в финальной стадии сейчас тестирование мобильного приложения, которое будет показывать прибытие автобусов. Скорее всего, оно будет размещено в магазинах приложений до конца года.