С первых секунд экскурсии я ощутила себя персонажем фильма: наша группа со стороны походила на массовку, а экскурсоводы MOSNOW Андрей Тутушкин и Виктория Фролкова – на озадаченных менеджеров съёмочных локаций, не знающих, где разместить такое большое количество людей.
Подворотня с перестрелкой
Первая остановка – эпицентр криминала: за запертыми железными воротами на улице Забелина (на время съёмок их открывали) находится та самая подворотня, где Данила и Виктор вели перестрелку с бандитами банкира Белкина.
Попали мы во двор через жуткий тоннель с привлекательной вывеской "Оранжевый рай". Навстречу вышел высокий мужчина и прохрипел басом: "Данила, заверни где потише". Оказывается, здесь так здороваются. Пока участники экскурсии с интересом озирались по сторонам, экскурсоводы попеременно рассказывали про каждую стену, задействованную в кадре стрельбы: как наводили камеру, выбирали ракурс, ехала машина. Виктория добавила, что мы никогда не сможем узнать координаты абсолютно всех мест съёмок, потому что многие фрагменты киноленты сняты крупным планом: "Например, по сцене, где Виктор стреляет из пулемёта "Максим", сидя в белом "вольво", мы вообще не сможем понять местонахождение машины".
"А вы не знаете, почему номера на киношном "вольво" были "Я999МУ"? Они что-то означают?" – начал вдруг допытываться парень, одетый в бежевые брюки в тон стенам, только почище. Пока Андрей оживлённо беседовал с "автолюбителем", молодёжь снимала "рилсы", женщины заглядывали в окна, а пара иностранцев фотографировала каждый угол и восклицала: Oh, it's beautiful! ("Это прекрасно!" – Прим. авт.). На этой радостной ноте мы двинулись к другому пункту назначения – подвалу в знаменитом доме Ярошенко на Хитровке.
Дом бандита и апартаменты светской львицы
Перед нами подъезд, в котором снимался эпизод с "фашистом" – нелегальным продавцом оружия. Андрей не успел начать рассказ, как юноша, очень напоминающий Цоя, выпалил: "У меня друг, художник, там жил, квартиру снимал и рассказывал про это место". Всё и сейчас выглядит как в 99-м, только козырька над дверью не оказалось. И покрышки заросли кустами.
Но не только в московских подворотнях бывал Багров: ещё и в Останкинской башне, и в высотке на Котельнической набережной. К набережной мы пошли вместе с саундтреками из фильма: из колонки, лежавшей в рюкзаке Андрея, доносились песни "Сплин", "Би-2", "Смысловых галлюцинаций". Пара сзади меня сразу же напела: "Я мог бы стать рекой, быть тёмною водой..." Я подхватила. Рядом шли молоденькие девушки и обсуждали, как будут учить фразовые глаголы по английскому, а в хвосте всё та же иностранная парочка снимала на телефон вечернюю Москву. Несмотря на то что Балабанов не был москвичом и не жил долгое время в столице, ему точно удалось передать атмосферу 90-х и "тайную жизнь" города.
В свете ночных огней массивную дубовую дверь сталинской высотки освещал круглый, как пятирублёвая монета, фонарь. В фильме через неё входила Ирина Салтыкова. На самом деле это чёрный ход, а не парадный, по словам экскурсоводов, его специально открывали для съёмок. Сейчас дверь закрыта.
По сценарию, Ирина Салтыкова жила на Котельнической набережной, и в фильме кадры смонтированы таким образом, что её апартаменты будто бы действительно находятся в этой "элитной" сталинке (здание относится к сталинскому ампиру). Но, по словам экскурсоводов, в киношной квартире потолки не такие высокие, как в высотке на Котельнической. Поэтому, по одной из версий, апартаменты для съёмок могли находиться в районе Пречистенки.
Источник: gazetametro.ru