Мемуары известного режис­сёра Марка Захарова, умершего 5 лет назад, были составлены его дочкой, актрисой Александрой Захаровой. Metro выбрало несколько ярких эпизодов из книги, посвящённых юности мастера, его первым шагам в театре и любимым артистам.

Вещий сон мамы

"Вместо того чтобы хорошо учиться, я учился посредственно. Разве что в десятом классе взялся за ум и окончил школу без троек. Я очень увлекался театром в детстве, был ошеломлён довоенной "Синей птицей" во МХАТе, позднее знал наизусть многие спектакли в волшебном театре Сергея Образцова, с третьего класса исправно бегал в драмкружок, но, окончив школу, поступать в театральный вуз побоялся. Я находился под сильным влиянием своей матери, бывшей актрисы, актёрская судьба которой не сложилась. Мать рассказала мне об ужасах этой профессии и велела стать инженером. Я не мог её ослушаться и подал документы в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Однако, как любили писать хорошие писатели в старинных романах, провидение категорически воспротивилось такому моему намерению, и поэтому я (и только поэтому) недобрал необходимого количества баллов на престижный факультет института, после чего приёмная комиссия предложила мне зачислиться на другой – непрестижный: "Водоснабжение и канализация". Я очень огорчился. И тогда мать неожиданно передумала, увидев вещий сон (я помню его содержание), рассказала о необыкновенных радостях актёрской профессии и велела отнести документы в театральный вуз".

"Мешал нос"

"Самое большое творческое наслаждение испытывал я, участвуя в массовых сценах спектакля Н. Охлопкова по Г. Фасту "Дорога свободы" в Театре имени Маяковского, где изображал подневольного негра. Я тщательно и подолгу гримировался, стараясь создать реалистический образ замученного негра, с усердием мазал коричневой морилкой шею, руки и даже грудь. Искал трагическую негритянскую внешность. Очень мешал нос, но я выходил на сцену не один, и некоторая странность моего облика терялась в большой толпе моих товарищей-негров, которые постоянно и настойчиво толпились во всех важнейших сценах спектакля".


ЦИФРА

46 лет Марк Захаров отдал служению в театре "Ленком".


Миронов донимал

"Я пытался вести режиссёрскую работу над одной весьма посредственной пьесой. Шли довольно вялые репетиции, и я запомнил их только потому, что там репетировал Андрей Миронов. Мы присматривались друг к другу, и особого взаимопонимания между нами не чувствовалось. Помню, он меня страшно донимал на репетициях вопросами: "Зачем я это делаю?", "Зачем я подошёл к окну?", "Почему мне надо сесть?", "Какое действие у меня при слове "Здравствуйте"?", "Почему я сказал "До свидания"?"... Теперь я объяснил бы ему в двух словах. Почему? Почему?.. Сослался бы на биоритмы, фазы Луны, фрейдистские комплексы, интуицию, уменьшение адреналина в крови... Нашёлся бы что сказать! Уже не мальчик. Тогда же Миронов не раз меня озадачивал, и я даже терялся на некоторое время".

Патология Папанова  

"Анатолий Дмитриевич, я убеждён, был одарён сверх меры, одарён патологически. В его актёрском сознании, во всей его психофизической структуре в некоторые моменты вдохновенного раскрепощения и интуитивного поиска происходили необъяснимые пока явления. Он, я убеждён, обладал "мистическим" даром перевоплощения – это видели немногие, но я был тому свидетелем. Похоже, что это какие-то запредельные актёрские опыты над собственным организмом... В репетиционном зале Театра сатиры я наблюдал, как у Папанова меняется цвет глаз, как черты его лица приобретают явные признаки постороннего человека. С этим знакомы медики, я знаю. После таких репетиций я ощущал себя больным человеком, мне нужен был отдых".  

Моё творение

"Моя жена Нина особенно стала дорожить мной после появления на свет произведения под названием Александра Захарова. Саша родилась в 1962 году, а брак с Ниной мы зарегистрировали в 1956-м. Нине пришлось преодолеть определённые трудности, связанные со здоровьем, чтобы ребёнок мог наконец родиться. Сейчас уже не скажу с уверенностью, но, по-моему, я больше хотел мальчика. А когда появилась девочка, мне было всё равно радостно, что кто-то у нас есть... Не забуду, как в роддоме мне передали свёрточек, я заглянул в него и понял – моё творение".


Источник: gazetametro.ru