В семье петербуржцев Дамдина Самбуева и Арины Вейсмане подрастает дочь Аялга, что в переводе с бурятского означает "мелодия".

– Имя придумал папа, а я не возражала, мне нравится, – рассказывает Арина. – Звучит красиво. Дома дочку зовем Айка или Аечка.

Арина и Дамдин познакомились, когда работали в Доме молодёжи.

– Я почти ничего не знала о Бурятии. Когда стали общаться, мне всё было интересно: кухня, традиции, религия. Была удивлена, что в рационе у бурят столько мяса, они могут есть его на завтрак, обед и ужин. Дамдин любит готовить, поэтому с бурятской кухней я знакома хорошо. Постоянно открываю для себя что-то новое. Никогда раньше не была в буддийском храме, теперь мы там частые гости. Я вообще к традициям отношусь бережно. Во мне самой намешано несколько кровей, в том числе латышская. В подростковом возрасте я часто ездила в Латвию, на родину дедушки.

Дамдин родился в Петербурге, но каждое лето в детстве проводил в Сибири у дедушек и бабушек. Поэтому, когда спрашивают, откуда он, всегда не раздумывая отвечает, что из Бурятии.

Алёна Бобрович.

Алёна Бобрович.

"Metro"

Фото:

Прокатиться на лошади и окунуться в Байкал

Дочери Арины и Дамдина  пять лет. Аялга с удовольствием занимается в ансамбле бурятского танца. Недавно посмотрела фильм  "Байкал. Удивительные приключения Юмы" и решила, что ей срочно нужно увидеть самое красивое в мире озеро и познакомиться с самой милой нерпой.

– В Бурятии мы с дочкой ещё не были, – говорит Арина, – но обязательно съездим в ближайшее время. Она мечтает. Уже и резиновую шапочку попросила купить, чтобы плавать в Байкале. А пока мы вместе изучаем традиции в Бурятском культурном центре. Айка прекрасно знает, что её предки жили в юртах, может рассказать, на каких инструментах они играли, знает, что такое лук и стрелы. В юрте есть детская лошадка, и дочь очень любит на ней кататься. Говорит, что тренируется перед поездкой на родину папы, и надеется, что там она сядет на настоящую лошадь.

Русские невестки

Арина Вейсмане – одна из трёх невесток руководителя Фонда поддержки и развития бурятской культуры "Ая-ганга" Цырендари Самбуевой.

– Мы с мужем Бато оба приехали в Петербург из Бурятии, здесь познакомились и полюбили друг друга, – рассказывает Цырендари Аюровна. – Все наши трое сыновей – Дамдин, Аюр и Чингис – родились здесь. Так получилось, что у всех сейчас русские жёны. Мы только "за". Я сама выросла в русском селе, у меня всегда было много русских друзей. Прекрасно понимаю, что в любой национальности есть как хорошие, так и плохие люди, и считаю, что моим сыновьям достались хорошие жёны.

Внуков в большой семье Самбуевых называют и русскими, и бурятскими именами, которые выбирают родители. Старшее поколение не вмешивается в эту историю.

– Мы никому ничего не навязываем, но национальные традиции все стараются соблюдать – из уважения к старшим, – продолжает Цырендари Аюровна. – Это как-то само собой происходит. Например, привожу гостинцы внукам. А невестка отдаёт мне контейнер и обязательно положит в него печенье или конфеты. Потому что знает: у бурят не принято посуду пустой возвращать. Ещё у нас культ мужчин, они считаются главными в семье. Поэтому первому за обедом еду всегда приносят главе семьи, потом всем остальным. Мы этому своих русских невесток не учим, никто никому ничего не навязывает. Но когда собираемся вместе, вижу, что и они так делают. Но это, конечно, не главное. Важно, чтобы были любовь и уважение,  чтобы супруги понимали друг друга с полуслова. И неважно, на каком языке они между собой говорят.
Утренний чай для духов местности

В семье Самбуевых любят праздники. Отмечают традиционный Новый год и бурятский Сагаалган.

– По традиции в первое утро Белого месяца надо обязательно навестить родителей, – продолжает Цырендари. – Все бегут к нам.

Дедушка и бабушка заранее делают много бууз (национальное бурятское блюдо). Буузы в большой семье любят все: и буряты, и русские, и те, в ком течёт две крови.

– Бурятского языка наши внуки, к сожалению, не знают, но родину своих предков любят. Однажды Тёма, один из внуков, увидел, как дедушка проводит утренний обряд: заварив первый чай, он выходит на улицу и поит духов местности. Внук потом спросил: "Дедушка, а ты зачем чай на улицу выливаешь?" Дед объяснил Тёме, что и зачем он делает. Так постепенно внуки впитывают наши обычаи. Дети растут в двух культурах – бурятской и русской. Значит, духовно они богаче многих.

Овца и коза против коровы и лошади

В бурятских семьях любят проводить время всей семьёй. Могут лепить буузы или играть в бурятские традиционные игры.

– Одна из самых известных – это "Шагай Наадан", – говорит Цырендари Самбуева. – Шагай – баранья лодыжка. Каждая сторона косточки означает какое-то животное: овцу, козу, корову, коня или верблюда. Есть несколько видов игры: щёлканье, конные скачки и другие. "Шагай Наадан" развивает ловкость, терпение, усидчивость. В неё интересно играть всем вместе – и пожилым, и детям.
Алёна Бобрович.

Алёна Бобрович.

"Metro"

Фото: