Продолжатель знаменитой династии рассказал о кино, первой любви, разводе и своей семье.

Почему для дебюта в большом метре вы выбрали именно жанр комедии?
– Мне понравилась эта лёгкая история. Я считаю, что у меня есть чувство юмора, и по-моему, наш фильм смог получиться смешным, азартным, как некий аттракцион. 

Сюжет закручивается после того, как главный герой случайно топит не свой "Феррари". В вашей жизни бывали такие безумные ситуации?

Я помню, как у меня угнали "Ниву". Было ощущение, что я, во-первых, в этом виноват, и во-вторых, что так просто не может быть. Ты выходишь, а машины нет. Уходишь обратно, в надежде, что она появится, выходишь снова – а её нет. Это был ужас. Тогда мне было лет 19, и казалось, что всё – конец, больше у меня никогда не будет машины. Это была мамина машина, вся ржавая, старая, но вот почему-то на неё позарились. Кстати, так её и не нашли. До сих пор у меня остались ключи и техпаспорт, которые я храню, как память. 

Действия происходят в Лас-Вегасе, успели сами там поиграть? 

В Лас-Вегасе до съёмок я раньше не был, мы приехали туда первый раз, это отдельный мир иллюзий, одно сплошное казино с бесконечным количеством туристов, которые заваливаются играть в майках, шлёпанцах... Мы были там недолго и работали, но во время съёмок всё равно кому-то из съёмочной группы удавалось сделать ставку. Я помню мы даже подарили нашей художнице по костюмам, у которой был день рождения, фишки. Она их сразу проиграла, подарок удался наполовину (смеётся). 

Ради чего вы могли бы пожертвовать всем?

Здесь можно ответить только образно, я бы мог пожертвовать всем… ради мира на земле, ради любви. Но нужно понимать, что жертва бывает разной. Можно жертвовать жизнью, а можно, например, пожертвовать походом в кино, ради того, чтобы сделать с ребёнком домашнее задание. Жертва это или нет? Для кого-то жертва. Человек вообще должен уметь жертвовать, это и есть компромисс в отношениях. Это глобальный вопрос. Здесь много нюансов. Нельзя, например, жертвовать дружбой, или воспитанием детей, в достижение какой бы то ни было цели. 

А у вас принято в семье обсуждать работы друг друга за общим ужином?

Таких традиций у нас нету, в принципе интересно всегда, кто что делает. Сейчас младшая сестра (Надя Михалкова – Прим.ред.) сняла пилотную серию фильма "Чурросы", где сценаристами выступили братья Пресняковы. Я ещё не видел, но Надя говорит, что это будет молодёжный фильм с живым языком современной молодёжи.

Как вам кажется, у вас был другой вариант выбора профессии? Не считая Степана (старший сын Никиты Михалкова – ресторатор – Прим.ред.), все вы занимаетесь творчеством.
Да кто ж его знает? В детстве я очень хотел быть моряком, смотрел фильмы о капитанах, и форма, море звали к себе. Но творчество тоже всегда было мне близко. Когда ты с детства живёшь и общаешься в кругу людей, связанных с определённой профессией, ты уже становишься частью этой профессии. У нас большая династия, и как мне кажется в этом нет ничего плохого. 

Хотите, чтобы ваша дочь Наташа (сейчас ей 13 лет), продолжила этот путь?
Для меня самое главное, чтобы она была счастлива. Я думаю, что она найдёт свой путь. Мы не давим на неё. 

Но в актёрский кружок она ходит же?
И на танцы. Она очень хорошо рисует, очень клёво это делает. Если она выберет дизайн, будет круто. 

А в кино уже где-то снималась?
Снималась у отца, пристроил её по блату (улыбается) в маленький кусочек пару лет назад. Ей понравилось, она кайфовала. Её нарядили, и глаза подкрасили, и кудри завили. Но я не из тех родителей, которые будут таскать по пробам, навязывать что-то через силу. 

Вы у отца работали помощником режиссёра, сейчас когда работаете без него, не замечаете, что переняли какие-то его профессиональные привычки?
Кричать матом в рупор? (смеётся) Какие-то манеры я перенял, может быть в голосе… Но так, чтобы быть похожим на него на съёмочной площадке, думаю, что нет. Работа на подхвате в разных проектах многому меня научила. Я ориентируюсь на площадке, понимаю, куда поставить камеру, знаю, что и как тут устроено. Мне проще. 

Что вам больше всего в режиссёрской профессии не нравится?
Режиссура – это такая профессия, в которой ты должен справляться с предлагаемыми обстоятельствами. Никогда здесь не бывает гладко. Каждый день ты с чем-то борешься: с погодой, не приехала поливальная машина, артист сломал ногу… 

И на этих съёмках кто-то покалечился?

Много чего было. Машина проехала по ноге исполнителя главной роли Ованнеса Азояна и просто стёрла её. Вызвали скорую. Это был ужас. Но, вроде кое-как продолжили съёмки. Потом был эпизод с поджиганием руки и огонь попал на костюм Ованнеса, у него пошли какие-то ужасные волдыри… Потом снимали в павильоне, как он идёт под дождём, снимали часов 14, он весь до нитки всё это время бал на площадке. И даже не чихнул. Магия творчества спасла его от всех неурядиц. 

Главный герой истории невысокий, невзрачный армянин Давид, который работает официантом, а его возлюбленная – красавица, выпускница престижного ВУЗа, но любит его. Вы в подобные истории верите?
Верю, и дело здесь не в том, насколько подходят герои друг другу, а в том, могут ли они решиться на любовь. У меня в жизни тоже была ситуация, лет в 15  мне безумно нравилась одна девушка, я понимал, что она моя любовь навсегда, но я не мог с ней даже поцеловаться, потому что так её любил. А потом мой друг, более наглый, более свободный, взял и начал с ней встречаться. Давид – такой же несмелый человек, который всё не решается подарить кольцо Ани. 

Вы снимали эту историю о любви после развода. Где черпали вдохновение?

– В жизненном опыте. В своих история, одну из которых я вам только что рассказал. Развод… (задумывается). Жить вообще интересно, и когда происходят такие события, они тебя закаляют. И вообще я считаю – но отнеситесь сейчас к моему утверждения со здравым юмором – я считаю, что настоящий мужчина хотя бы один раз в жизни должен быть разведён. Чтобы, возможно, даже понять, что такое настоящая любовь. 

С удивлением узнала, что вам уже сорок лет…

Я сам удивлён (смеётся). Дебют в 40 лет!

Вы вообще чувствуете свой возраст?
Ну, я думаю в этом отношении сложнее девочкам-актрисам. У меня с возрастом отношения попроще. Да, я хотел снять дебют раньше и были сценарии, но как-то не срасталось. Ведь много зависит от продюсеров, от творческого союза. Многое должно произойти, у меня произошло в 40 лет, а не как у отца, к примеру, который уже в 27 лет снял "Свой среди чужих, чужой среди своих". Я счастлив, что в сорок снял. Дальше у меня в планах ещё одна история, уже не комедия, драма. Всё приходит, когда приходит.    

А часто сравниваете себя с отцом, чего он достиг к этим годам, чего вы?..

Нет, мне это не свойственно. У каждого своя жизнь, если вести какие-то подсчёты, это будет странно...

Но пересечений у вас много. В актёрстве себя попробовали, в режиссуре уже тоже, отец – президент Московского кинофестиваля, вы – фестиваля "Движение". Только что "Оскара" нет…
Да и не будет (улыбается). Ну, вы поймите, я же не делаю это, чтобы сравнивать себя с отцом. В своё время я снимал клипы, потому что этого хотел, делал документальный фильм, потому что было интересно. Что касается нового фильма, я снимал то, что было мне интересно, с шутками, юмором, которые мне кажутся смешными. Я не оглядывался и не равнялся ни на кого. У нас никогда такого не было, чтобы отец сказал: "Вот тебе сын сценарий, вот оператор, иди снимай!" (копирует характерную интонация Никиты Сергеевича). Мы наоборот любим друг друга удивлять: я вот это сделал, а я вот это. Каждый занят своим делом и всем от этого хорошо. А что касается нашего фестиваля "Движение" – это живой фестиваль, где молодые режиссёры могут представить свои дебюты. Мы не претендуем на пафос Канн, тем более, что проводится фестиваль не на тёплом побережье, а в Сибири – в Омске. Но всё здесь живо, много молодёжи и в этом прелесть.