С 1 января 2015 года Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана будут объединены в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Согласно документу, три страны собираются постепенно перейти к режиму свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.

В каждой сфере интеграции, которая в теории стартовала ещё в 1993 году, установлен переходный период. К примеру, в рамках ЕАЭС не позднее 2017 года начнут координировать промышленную политику, а к 2025 году создадут единый финансовый рынок. Из потребительских сфер, в которых Москва, Минск и Астана идут на сближение, исключены лишь алкоголь и табак. Также вне интеграции изначально оказалась оборонка. Страны будут согласовывать и макроэкономическую политику по примеру ЕС с прописанными критериями устойчивости – потолком госдолга, дефицитом бюджета и инфляцией. Правда, наказывать нарушителей никак не планируется.

По словам Павла Салина, директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ, сравнивать ЕАЭС с европейской интеграцией не совсем уместно.

– В Европе на сближение пошли разобщённые страны с разными системами, – говорит он Metro. – В нашем случае цели две: не дать разбежаться государствам, которые были интегрированы в рамках СССР, и закрепить на институциональном уровне это сотрудничество. Сегодня прорыва не случится, он уже произошёл в 2011 году, когда заработал Таможенный союз трёх стран. А политической интеграции не предусмотрено.

ЕАЭС – не попытка воссоздать СССР. Всё здесь продиктовано экономической целесообразностью, считает Мария Ананьева, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии.

– Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе следует рассматривать как значимое событие, – отмечает она. – Несмотря на то, что переговоры по созданию ЕАЭС, продолжавшиеся 2,5 года между Россией, Белоруссией и Казахстаном, были весьма напряженными, а спорные моменты оставались вплоть до дня заседания Высшего Евразийского экономического совета, стороны все же сумели прийти к общему знаменателю. Вместе с этим изменение внешнеполитической конъюнктуры вследствие украинского кризиса и последовавших за ним санкций Запада в отношении России выступило в качестве проверки на прочность готовности трех стран к новому этапу интеграции. Очевидно, что этот тест пройден успешно.

При благоприятных обстоятельствах, продолжает эксперт, ЕАЭС, обладающий большим потенциалом, сможет функционировать как новый центр силы в средне- и долгосрочной перспективе, быть своеобразным мостом между Европой и Азией. России это придаст дополнительный вес на мировой арене.

Как отмечает Салин, включение новых стран в этот союз может быть затруднено несмотря на то, что уже заявлено о планах начала интеграции для Армении (июнь) и Киргизии (конец года):

– Сложно представить его без Украины, точнее, без восьми восточных областей. Но здесь, как вы понимаете, всё проблематично. Кроме того, сейчас под вопросом находится вступление Киргизии. У неё есть серьёзные трения с Казахстаном, поскольку на территории страны находится один из крупнейших рынков региона, где продают контрафактную продукцию. И в Астане боятся, что этот поток может перекинуться на них.