Русская православная церковь (РПЦ), надо отдать ей должное, фактически единственный институт, умудряющийся до сей поры оставаться реальной, хоть и не самой прочной скрепой основных обломков великой советской империи. Во многом это удавалось благодаря сохранению давно сложившихся организационных и территориальных структур РПЦ. На чьей стороне были симпатии Церкви в различных мирских конфликтах, всегда легко было догадаться. Но сиюминутной политической конъюнктурщиной на постсоветском пространстве руководство РПЦ не грешило. И каково мириться с влиянием РПЦ нашим заклятым забугорным "партнёрам"?

Пришло время – и дотянулись руки. Константинопольский патриарх, исторически первый из пятнадцати православных патриархов, послал двух своих эмиссаров на Украину. Цель – подготовка легитимации Киевского патриархата, скандально отколовшегося даже не от РПЦ – от Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ). УПЦ на практике разве что названием связана с Москвой. Но даже одно только название "Московский" для нынешних "патриотов" Украины непереносимо. Незалежные украинцы должны иметь свою церковь. "Залежную" хоть от чёрта, но только не от Москвы.
РПЦ – крупнейшая из пятнадцати православных церквей мира. Можно верить или сомневаться в наличии 150 миллионов прихожан РПЦ, но по определению более многочисленного православного патриархата быть не может.

Абсолютное большинство паствы обитающего в Стамбуле Константинопольского патриархата – украинцы, живущие в США и Канаде. Антимоскальские настроения этих людей всегда зашкаливали. А уж в условиях всё обостряющегося конфликта Киева с Москвой распрощаться с Московским патриархатом для заокеанской паствы – святое дело. А для патриарха Константинопольского Варфоломея I признание киевских раскольников наверняка хороший приработок. Незадолго до запуска процесса признания "киевлян" Варфоломей I встречался и с президентом Украины Порошенко, и с нашим патриархом Кириллом. Очевидно, предложения Порошенко показались Варфоломею интереснее. Да и идти против антироссийских настроений большинства паствы не каждый пастырь решится. Во всяком случае, Варфоломей I не из смелых.

В сложившейся ситуации удивляет российская реакция. Происходящее было легко предсказуемо и ожидаемо. Как легко предсказуем переход в недалёком будущем молдавских православных под крыло Румынского патриархата. Как предсказуемы скорые большие проблемы с Грузинским патриархатом: грузинский Католикос Илиа II в весьма преклонном возрасте и крайне плохом состоянии здоровья. Актуальный вопрос – степень неизбежной антироссийскости его преемника.

А ведь до поры привычно замалчиваются проблемы с Сербским, Болгарским, Польским патриархатами, православными в Эстонии...

Если называть вещи своими именами, то нынешняя коллизия с Киевским патриархатом всего лишь первый шаг в задуманной за океаном интриге. А цель очевидна: максимально возможная изоляция и дискредитация Русской православной церкви.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.