Заметила за собой, что очень боюсь своих рабочих ошибок. Чувствую себя страшно виноватой и клянусь сама себе, что больше такого не повторится. Но снова и снова случаются накладки, ведь деятельность, которой я в данный момент занимаюсь в Голландии, новая и от меня далёкая. Дошло до того, что я стала бояться увольнения. Умом понимаю, что кого не хотели видеть – попросили на выход после первого испытательного месяца. Что я суперответственный работник, который как штык на работе за 15 минут до начала. И главное, что я учусь каждую свободную минуту.

В общем, заметив признаки приближающегося маразма, я стала приглядываться к коллегам голландцам. "Косячат" товарищи капиталисты не меньше моего, но при этом тысячи извинений никому не приносят. Через минуту забывают об ошибке. Абсолютно никак не рефлексируют. Потому как dat kan gebeuren, что в переводе с голландского – "это может случиться". "Любопытно, – подумала я. – Надо срочно устроить себе сеанс психологической терапии". А именно поизучать, что на эту тему говорят психологи.

Ответ подсказал один психолог. Он видит причину в том, что нас (жителей постсоветского пространства) ругали за ошибки в школе. Европейских же школьников "публичной порке" за ошибку никто подвергать не станет. Мне сразу вспомнился случай из 5-го класса. Я стою перед доской практически оглохшая от "В последний раз спрашиваю: где в предложении подлежащее, а где сказуемое?". А я не вижу – у меня предложение перед глазами расплывается. Я готова разрыдаться в любую секунду и думаю только о том, когда кончится этот кошмар. Даже если бы видела, я просто не соображала от охватившего меня страха.

Я решила, что пойду и поговорю с начальницей. Напрямую спросила, что она думает о моих промахах. В ответ услышала: "Я очень довольна тобой. Ошибки – это часть работы. Они неизбежно случаются". Вот так всё просто?! Но для кого-то это норма, а вовсе не повод перерыть горы психологической литературы или записаться на сеанс к мозгоправу. И эту норму для своих детей устроили родители и учителя, которые не кричали и не кричат. Самое лучшее, что можно сделать для школьника, – это улыбнуться и объяснить снова.

Тогда, может быть, наконец у наших за границей больше не будет речевого паралича при необходимости заговорить по-английски. Потому как лучше хоть как-то попытаться объяснить, чего тебе надо, чем стоять и скромно молчать в сторонке. Без ошибок не бывает опыта. Знания приходят только там, где ты ошибся, исправился и запомнил. Помните об этом, дорогие родители, воспитатели и учителя. И, самое главное, не кричите, как будто вас режут.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.