По амнистии могут выйти на свободу и многие осуждённые по резонансным делам. В том числе и две участницы скандально известной панк-группы Pussy Riot. Адвокаты девушек считают, что у их подзащитных высокие шансы попасть под амнистию: их статья не относится к тяжким, обеих на свободе ждут несовершеннолетние дети.

Нет сомнения в том, что освобождение Марии Алёхиной и Надежды Толоконниковой будет сопровождаться повышенным общественным вниманием не только в России, но и на Западе.
Я против того, чтобы делать из Толоконниковой и Алёхиной национальных героев, но мне интересно будет послушать их по выходе из колонии (в том, что девушки будут желанными гостями во многих СМИ, я не сомневаюсь). Потому что пока у меня сложилось мнение, что за полгода в СИЗО и полтора в колонии они на две головы «переросли» и свою выходку в храме Христа Спасителя, и сам проект Pussy Riot.

А ещё история Толоконниковой и Алёхиной в очередной раз убедила: что ни делается, всё к лучшему. За это утверждение в меня сейчас полетят помидоры как от сторонников, так и от противников Pussy Riot. Первые справедливо отметят, что ни в коем случае нельзя оправдывать несправедливый, по их мнению, приговор. Вторые напомнят, что девушки так и не раскаялись в содеянном.

Но мне всё-таки кажется, что противников должно удовлетворить то, что за годы заключения участницы группы серьёзно изменились. А сторонникам стоит обратить внимание на качество этих изменений. Два года в колонии вырастили из участниц эпатажных акций, возможно, настоящих правозащитников. Им больше нет нужды осквернять церкви, чтобы привлечь к себе внимание, – их слова и без того слушает весь мир. И этим девушкам есть что сказать.

Надежда Толоконникова обратила внимание на несоблюдение прав заключённых в мордовской колонии. Неясно, что из сказанного ею правда, что нет. Важно то, что по заявлению ФСИН начала проверки. Теперь и Мария Алёхина инициировала проверку в ИК-18. Можно сколько угодно упрекать девушек в том, что они просто не справлялись с работой, вот и начали жаловаться. В том, что в местах не столь отдалённых явно есть проблемы, подозревает вся страна. И замечательно, что сейчас власти начинают эти проблемы искать и решать.

В общем, если Толоконникова и Алёхина выйдут из колонии и используют свою популярность (пусть и завоёванную не слишком хорошим, на мой взгляд, делом) для борьбы с несовершенством мира, я буду очень и очень рада. И с радостью забуду их «панк-молебен», который до сих пор считаю ошибкой. Я верю, что люди меняются, что ошибки нужно прощать и забывать, что раз (и даже два, и три раза) оступившийся способен сделать немало добрых дел в будущем.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.