Вы когда-нибудь уходили с середины спектакля или фильма? Со мной такое было всего один раз, и потом я очень об этом жалела. Лет пятнадцать назад я не досмотрела спектакль великого Някрошюса в театре "Балтийский дом" в Петербурге. После того случая я окончательно уверилась, что не все произведения искусства должны быть простыми как пять копеек. Со мной, кстати, согласны и учёные: для эффективной работы нашему мозгу нужно иногда делать над собой усилия – слушать сложную музыку, читать "умные" книги и смотреть необычные спектакли. Вот и с Някрошюсом же со второй попытки дело было так: первый акт дался с трудом, а после второго то ли включилась магия, то ли открылись какие-то чакры, то ли удалось попасть в "волну" режиссёра, но с тех пор я была готова смотреть его спектакли хоть из десяти актов – настолько это было замечательно и ни на что не похоже. Слава богу, позже мне представилось ещё несколько возможностей увидеть не только тот самый спектакль, но и многие другие работы гения.
С тех пор я никогда не ухожу из зрительного зала до финальных поклонов, даже если спектакль мне не нравится. Терплю и пытаюсь разгадать, что же такое авторы постановки пытались мне показать, зачем они и артисты потратили столько сил. Кстати, часто такая тактика работает – и то, что сначала казалось каким-то странным или скучным, затягивает и даже начинает нравиться.
Я часто хожу в театры. Во-первых, мне нравится форма, независимо от содержания, – атмосфера, суета в гардеробе, нарядные люди, очередь в буфет, фотографии в фойе,особый запах, в котором смешана пыль, табак, духи и что-то ещё, что трудно передать.
Во-вторых, после похода в театр во мне оживает ощущение отличника. Может быть, это и глупо, что мне кажется, что я сделала что-то такое хорошее, полезное для себя, даже если пьеса мне совсем не понравилась. В-третьих, и это самое важное – все без исключения пьесы, независимо от таланта актёров и режиссёра, оставляют послевкусие. Оно может ощущаться как восторг узнавания или попадания – в случае, когда увиденное понравилось, или как ребус, загадка: что же такое хотел сказать режиссёр. В самом грустном случае можно громко повозмущаться: каждый раз после похода в театр мы с подругой ещё несколько часов заняты обсуждением увиденного.
Знаю, что сейчас в моде другой подход – экономить драгоценное время собственной жизни и не тратить его на то, что не нравится, – не досматривать фильмы, уходить из зрительного зала в театре, бросать книги недочитанными. Где-то даже слышала про правило 50 страниц: если действие не захватывает читателя за этот промежуток, книгу рекомендуется бросить. Наверное, в этом что-то есть. Действительно, жизнь коротка и всё такое, но я так поступать не могу – не позволяет любопытство и убеждение, что недосмотренное и недочитанное не считается изученным. А вы как думаете?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.