Что вы будете делать, если государство станет ежемесячно платить вам 1000 долларов? А если 2000? Просто так, ни за что. Совсем скоро миллионы американцев и европейцев будут искать ответы на эти вопросы.

Пока глобальный ответ кроется в стагнации мировой экономики. Темпы роста ВВП развитых стран совсем не радуют, расходы потребителей сокращаются из года в год. Как результат – в Европейском союзе, Японии наблюдается дефляция, т.е. падение розничных цен. Это плохо для корпораций, банков, да и для мировой экономики в целом. Специалисты судорожно ищут выход из этой ситуации. Одна из ныне популярных идей заключается в том, что раз стимулирующая политика монетарных властей не удалась (они печатали деньги и дёшево кредитовали банки, которые должны были финансировать предприятия, но не делали этого), то надо спуститься на два этажа ниже. Раздавать деньги напрямую населению. Граждане начнут больше тратить, корпорации – больше продавать, государство соберёт много налогов, часть из которых можно обратно вернуть жителям страны. Подобные программы безусловного основного дохода (БОД) уже тестируют в Голландии, Финляндии, Канаде и даже Новой Зеландии. В отчёте финансиста Чандры Пасмы упоминаются 12 программ со всего света, так или иначе связанных с идеей БОД. Совсем скоро, в июне 2016 года, швейцарцы будут на референдуме голосовать о законопроекте, согласно которому каждый житель страны будет получать 2500 швейцарских франков (примерно 2000 евро) ежемесячно. Как мы видим, идеи базового дохода становятся всё более популярными и выходят на государственный уровень.

Но как БОД скажется на занятости? Могут ли программы базового дохода на самом деле улучшить капитализм или это возврат к коммунизму (каждому по потребностям)? У нас есть результаты эксперимента в деревне Очиверо (Намибия), где несколько благотворительных организаций и профсоюзов в течение трёх лет выплачивала БОД тысяче человек. Как показало исследование, уровень жизни в деревне заметно повысился: дети перестали голодать и стали лучше учиться, на 11% увеличилась занятость (т.е. люди не бросили работать, имея гарантированный доход), в деревне начался предпринимательский бум. Намибийцы стали открывать булочные, парикмахерские, появилось несколько артелей по производству кирпича. Кроме того, сократилось потребление алкоголя, снизился уровень преступности.  

Похоже, что возможность выбора между занятостью с БОД и тунеядством с БОД приводит к тому, что те, кто выбрал работу, трудятся намного лучше, эффективнее. Это во-первых. Во-вторых, базовый доход улучшает циркуляцию денег в экономике. В США уже подсчитали, что каждый лишний доллар, попадающий в карман низкооплачиваемого специалиста (которых среди получателей БОДа намного больше), превращается в дополнительные 1,21 доллара для ВВП. Каждый лишний доллар, попадающий в карман людей с высоким доходом, добавляет всего лишь 39 центов к валовому продукту. Вывод прост:  дайте денег простым гражданам – и маховик экономики вновь заработает.

Но откуда взять деньги? В Штатах опять же подсчитали, что если ежегодно платить
12 000 долларов каждому жителю старше 18 лет и 4000 долларов на каждого ребёнка, то потребуется 2,98 трлн долларов. Хорошо, можно убрать программы неимущим и заменить их базовым доходом. Тогда сумма уменьшается вдвое, но всё равно для ведущей экономики мира, чей долг уже больше 19 трлн долларов это неподъёмная цифра. Что уж говорить о других странах. Может быть, тогда стоит увеличить налоги на богатых, заставить транснациональные корпорации тряхнуть мошной? Ответ известен: будут прятать деньги по офшорам, побегут из страны. Налоги упадут, вырастет безработица, снизится потребление. И вот мы вернулись туда, откуда начали. Похоже, что 1000 долларов всем просто так – это пока из разряда фантастики. Хотя, может быть, у швейцарцев получится?