Всё ближе и ближе начало полномасштабной экономической войны между Россией и США. Пока страны обмениваются мелкими уколами, но угроза запрета долларового обращения для отечественных компаний и банков (иранский вариант) всё ближе и ближе. На днях глава ВТБ Андрей Костин заявил, что в случае попадания под новые санкции США банки могут вернуть вкладчикам долларовые депозиты в рублях по курсу на момент снятия или перевести эти деньги в другие банки.

Всех, разумеется, сразу заинтересовал вопрос: а какой будет курс "на момент снятия"? За последние несколько недель рубль упал к американской валюте на 10 с лишним процентов, и нет никаких гарантий, что не продолжит падать дальше. Ждёт ли вкладчиков обесценение их валютных депозитов и не пора ли снимать деньги и перекладывать их в банковскую ячейку? А может, последовать примеру Центрального банка, который переводит свои авуары в золото? Ответов на эти вопросы пока нет, но и без них складывается парадоксальная ситуация.

Новые санкции, особенно такие масштабные, как запрет долларового обращения, приведут к тому, что население ещё больше сплотится вокруг российской власти. Но санкции вводятся именно для того, чтобы недовольный народ нажал на Кремль и тот изменил свою политику. Раз этого не происходит (а происходит ровно обратное), то нужны всё новые и новые меры. А какие меры могут быть после разрыва всех экономических связей, включая торговые и денежно-кредитные?

Только очередной удар по отечественным олигархам, которые хранят свои активы на Западе. Но парадокс в том, что олигархов в России не любят. И любое давление на них опять же увеличит рейтинг российских властей. Ведь Владимир Путин предупреждал, что "захлебнётесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их (деньги) разблокировать". Вот именно это глотание пыли сейчас и происходит. Получается замкнутый круг. Санкции работают наоборот.

Даже если убрать фактор олигархов и возвращения капиталов, то неприятная девальвация рубля помогает нашим властям. Доходы бюджета растут, увеличивается промышленное производство, ориентированное на экспорт. За семь месяцев (данных за август ещё нет) промышленное производство в стране выросло на 3,1%. Эти цифры могут быть ещё выше осенью, когда эффект ослабления рубля придаст отечественным предприятиям свежий импульс. А если экономика, пусть и с оговорками, растёт, то так ли всё плохо в стране? И не стоит ли поблагодарить "наших западных партнёров" за новые санкции?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.