Фестиваль "48 часов" в Новосибирске "позаимствовал" свой формат у одноимённого немецкого фестиваля в Нойкёльне (район Берлина). 100 художников из России и Германии выставлялись на 20 площадках, среди которых были и общественные пространства, и музеи, и бары. Выставки, перформансы, аудио- и видео-инсталляции, иммерсивные спектакли - творческий "диапозон" экспонатов был очень велик.

"Чтобы разобраться в том, что действительно реально, нужно хотя бы разок взглянуть туда, где – казалось бы – не на что смотреть" – пожалуй, именно эта фраза заставила меня сходить на перформанс в старом кинотеатре. Впускают по одному. Милая девушка проводит меня в самый центр зала, усаживает на уже откинутое кресло, уходит. Выключается свет. Освещённым остаётся только проход, в котором я сижу, и впереди стоящие два ряда сидений. На экране... ничего. Совсем. Только скрежещущие звуки, как будто доносящиеся из-за него.

Первая мысль: "Что за бред? Неужели они думают этим меня напугать? Звуки – и всё?" Спустя пару минут понимаю, что сижу не двигаясь, плотно вжимаясь в кресло, боюсь пошевелиться и успокаиваю себя, что это просто перформанс, ничего страшного со мной не случится... Понравилось ли мне? Скажем так, это был первый раз в моей жизни, когда я кричала от загоревшегося после перформанса света.

Экспозиция в Rich House (арт-платформа НГОНБ) запомнились экспонатами, которые хочется "почувствовать" ещё раз.
Например, инсталляция от художника Мити Главанакова из Томска состояла из брёвен, выловленных в Оби, на которых были закреплены датчики движения и аудиоаппаратура. Любое перемещение внутри объекта заставляло объект издавать звуки разной интенсивности, похожие на радиопомехи. Создавалось впечатление, что коряги с тобой общаются. Было странно и очень интересно. Я несколько раз подходила с ними "поговорить". Ещё один аудиоэксперимент - рисование звуком. Нужно было держать над включенной колонкой лист бумаги и высыпанным на него тоннером. Звуковые колебания заставляют частички тонера растекаться по листу, образую причудливые формы, а "фонящая" колонка придаёт всему действу медитативный характер. Желающих попробовать было очень много, и я тоже не осталась в стороне. Рисунки получили, конечно же, абстрактные, и пришлось приноровиться, чтобы "размазывать" звук по "картине", но при определённой сноровке действиельно получаются забавные сюжеты, как будно нарисованные широкими мазками кисти.

По данным организаторов, выставку постелити больше 10 000 человек. Подсчёты ещё ведутся, кроме того, их не всегда можно произвести верно: например, во времня интерактивных спектаклей и перформансов на улицах города трудно сосчитать точное количество человек - непонятно, кто пришёл на событие специально, а кого "зацепило" по дороге домой.

- Статистику пока не подсчитали, но во время фестиваля мы получали обратную связь от площадок, что люди идут безостановочно, а значит, мы говорим о тысячах посетителей, - рассказала Metro Елена Носова,PR-менеджер Гёте-Института в Новосибирске, организатор фестиваля. - Программа была выстроена таким образом, что были и утренние мероприятия, и вечерние, и ночные. Нам удалось подобрать различные форматы событий и распределить их по времени так, что у нас получилось утолить запросы совершенно разной публики: было интересно и молодёжи, готовой тусить до утра, и старшему поколению, которому были интересны, например, туры по мастерским. Мне кажется, что фестиваль удался. Мы представили городу совершенно новый формат, который успешно реализован в Нойкёльне в Берлине. И есть очень хорошие предпосылки, что эта инициатива продолжится, пусть не точно в таком же виде, но в какой-то своей форме. Мы хотели сделать современное искусство и местную художественную сцену более заметной, более видимой. И я с уверенностью могу сказать, что это у нас получилось!

Фестиваль уже завершён, но некоторые экспозиции ещё можно увидеть. Metro узнало, в каких арт-пространствах ждут посетителей.

Что ещё можно успеть посмотреть:

•    Горящие туры по интимным местам. 17 и 18 сентября. 
Групповой арт-проект о путешествии внутрь себя. Экспозиция располагается в коридорах мастерских Союза художников (ул. Советская, 79а). Вход бесплатный, но по предварительному звонку (8-903-906-97-22, Елена).

•    "Назло Родине". До 22 сентября.
Выставка-размышление о судьбе заключённых в России через тюремные татуировки. 
Галерея "Пост" (ул. Свердлова, 3). Вход бесплатный, но по предварительному звонку (8-913-910-90-69).

•    "Плотность пустоты". До 22 сентября.
Выставка дополненной реальности, экспонаты которой можно увидеть с помощью приложения Alchemy, скачав его на смартфон.
Бар The Rooks (дворик на Коммунистической, 45). Вход свободный. 

•    "Новое настоящее" и "Настоящее "настоящее". До 13 октября.
Две главные выставки фестиваля (графика, видео, инсталляция, перформанс, скульптура, фотография) будут работать в ЦК19 (ул. Свердлова, 13). Вход – 300 рублей.