В Новосибирске ведется большая работа по обеспечению инклюзивного образования в школах и детских садах. Есть как специализированные (коррекционные) школы, так и образовательные учреждения с общеразвивающими, компенсирующими, комбинированными, оздоровительными группами для детей с разного рода ментальными и физическими нарушениями.

 

Успешно работает служба ранней помощи на базе городского центра "Магистр". Там оказывается комплексная помощь семьям и детям от 0 до 4 лет с нарушениями или риском нарушений в развитии. Специалистами "Магистра" реализуется проект "Развитие сетевой формы ранней помощи", к которому уже подключились Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Советский районы и Центральный округ.

 

Несмотря на все успехи, достигнутые в развитии инклюзивного образования в Новосибирске, существует ряд задач, которые требуют комплексного подхода. Так, например, есть потребность в квалифицированных тьюторах и педагогах, в увеличении нормо-часов при обучении детей с ОВЗ, в создании секций дополнительного образования, в т. ч. спортивных.

 

– В решении каждой озвученной задачи хочется докопаться до сути, – прокомментировал руководитель рабочей группы Игорь Атякшев. – Сегодня основная повестка – это развитие дополнительного инклюзивного образования в части спорта. Специалисты организаций "Спортивный город" и новосибирского центра адаптивной физкультуры имеют уникальный опыт работы с инвалидами – детьми и взрослыми. Они с готовностью идут навстречу, могут проводить обучение для учителей на местах, оказывать поддержку в оформлении нормативно-правовых документов.

 

Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивный город" работает в столице Сибири 2,5 года. Главные его воспитанники – пожилые люди и инвалиды. Своего помещения для занятий у организации нет, поэтому все тренировки проходят на базе ресурсных центров, школ, молодежных центров, а в летнее время – на открытых площадках. Сейчас в "Спортивном городе" трудятся 14 инструкторов, среди посещающих секции 380 инвалидов, большинство из них (90 %) – дети. Это один из примеров успешной реализации инклюзивной среды, где ребята с особенностями физиологического развития имеют возможность заниматься пауэрлифтингом, футболом, борьбой, кататься на роликах, лыжах и коньках, работать над общей физической подготовкой, а также посещать занятия с элементами баскетбола. И такая масштабная деятельность не могла не принести результатов: двое воспитанников "Спортивного города" стали призерами чемпионата России по каратэ.

 

Более 10 лет в Новосибирской области работает центр адаптивной физической культуры и спорта. На базе центра занимаются взрослые и дети – 672 человека. Среди них люди с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха, зрения и интеллектуальными нарушениями. Опыт работы с последними уникален для Новосибирска. Директор центра Дмитрий Владимирович Седов собрал команду из 45 тренеров по 29 дисциплинам (в том числе футбол, спортивная гимнастика, силовая подготовка, легкая атлетика и даже керлинг). В рамках рабочей группы он предложил не только обмен опытом и обучение специалистов на базе школ, но и помощь в поиске дистанционных программ обучения и создании нормативно-правовых документов.

 

  1. "В Новосибирске, к сожалению, нет своего центра адаптивной физкультуры. Это заставляет нас задуматься, нужно ли такое здание или наши учебные заведения способны реализовать программу по адаптивной и инклюзивной инфраструктуре на собственной базе. На сегодняшний день все, что происходит в школах, определяет само руководство учебного заведения. Поэтому во многом развитие инклюзивной среды зависит от личности директора".
Игорь Атякшев, депутат Совета депутатов г. Новосибирска по избирательному округу № 14