Несколько лет назад Новосибирск убедил руководство страны, что город может продолжить славные традиции Академгородка и стать научной столицей России. Большие федеральные средства в результате направлены на развитие университета, новые научные и социальные проекты, – рассказывает газете Metro мэр Анатолий Локоть. – Также мы готовимся принять МЧМ по хоккею и сейчас просим вышестоящие уровни власти дать Новосибирску больше финансовой самостоятельности. Это позволит мэрии благоустраивать больше дорог, тротуаров и дворов, лучше реагировать на справедливые требования новосибирцев.

Удалось убедить, что Новосибирску нужно больше средств?

– Наши усилия дали результат. Мэрия получила дополнительные деньги на обновление 30 тротуаров, 85 участков общегородских дорог и более 100 участков дорог в частном секторе. Мы смогли приобрести 55 экологичных автобусов на газовом топливе, а в следующем году получим ещё 150. Только общими усилиями мы можем добиваться улучшений.

Только не у всех есть силы.

– Да, не у всех есть силы что-то делать, но каждый может поддерживать общее дело добрым словом и замечать перемены к лучшему. Замечать, что в Новосибирске строится новая станция метро и рядом появится не только дворец спорта, но и крупнейший рукотворный парк с природным ландшафтом. Это будет уже четвёртый прекрасный парк после Михайловской набережной, Затулинского и Заельцовского парка. А ещё мы реконструировали важнейшее для города памятное место – Монумент Славы, сделали светомузыкальный фонтан в Центральном парке, приводим в порядок сквер за оперным театром, в планах – Первомайский сквер и ещё несколько зелёных территорий.

Но есть и недовольство горожан, которые хотят ещё больше и быстрее.

– Разделяю эти чувства. Новосибирску необходимо многое, чтобы сделать жизнь в городе по-настоящему удобной. Постараюсь объяснить условия, в которых нам приходится работать. Например, у нас стабильно хорошие результаты по программе "Безопасные и качественные автомобильные дороги". В этом году работы идут на 35 объектах – улицах Титова, Петухова, Ватутина, Гусинобродском шоссе и других. А также на десяти гостевых маршрутах. Итого 45 объектов. Таких масштабных дорожных работ не было в предыдущие годы. В целом по данной программе за четыре предшествующих года отремонтировали 114 объектов общей площадью 2 млн 167 тысяч квадратных метров. По площади это в три раза больше всего государства Сингапур, например. Часть этих объектов  финансировались за счёт нашего бюджета.

Чаще всего горожане жалуются именно на состояние дорог и тротуаров. Сказывается то, что мы крупнейший за Уралом транспортный узел: грузооборот по автотранспорту в Новосибирске втрое выше, чем в Красноярске. Суточный пассажиропоток у нас гигантский: в Екатеринбурге он меньше на 600 тысяч человек в день! При этом инфраструктура города отстаёт, и для заметного рывка, существенных изменений необходимо вкладывать  в дорожную отрасль дополнительно не менее 1,5–2 млрд рублей в год. Поэтому считаю, что закреплённые за городом 20% от транспортного налога – это доля, которая не вполне соответствует транспортному значению Новосибирска.

К тому же Новосибирск – налоговый донор региона…

– Город формирует большую часть налоговых доходов консолидированного бюджета Новосибирской области. Новосибирск создаёт 150 млрд рублей налоговых поступлений, но возвращается в городской бюджет очень небольшая доля доходов, собранных на его территории. Смотрите: 1,8 млрд – это общие поступления от транспортного налога, собранного в городе. За счёт этого реально можно поправить положение дел в отрасли дорожного хозяйства. Но Новосибирску остаётся только 20%. Сейчас недофинансирование отрасли исчисляется уже миллиардами.

Помню, ещё лет десять назад эксперты говорили, что дороги Новосибирска начали работать на пределе своей пропускной способности. По данным Госавтоинспекции Новосибирской области, из 1,2 млн всех транспортных средств региона  80% передвигаются именно по дорогам Новосибирска. И только в этом году горожане приобрели ещё более 26 тысяч автомобилей. Таким образом, тысячи и тысячи новых машин пополняют трафик на дорогах города, вносят свою лепту в плотность движения.

Практически всё минувшее десятилетие Новосибирск строится быстрее других миллионников. В прошлом году возвели в полтора раза больше жилья, чем в Красноярске, в три раза больше, чем Омске. Новые дома – это новые дороги, которые надо строить и содержать. Мы снова возвращаемся к проблеме финансирования. Рост нашего города требует новых объектов дорожного строительства, а они очень капиталоёмкие, сопряжены с огромными затратами. То есть расходы на всю эту инфраструктуру – и новую и старую – только увеличиваются. Это хорошо – мы развиваемся, но средств надо всё больше.

Часто от ваших оппонентов звучат призывы: давайте перераспределим расходы бюджета, они же  многомиллиардные!

– Траты города во многом предопределены бюджетным законодательством. "Защищённые" статьи расходов – зарплата работникам бюджетной сферы, социальные выплаты, коммунальные платежи – в сумме составляют около 70% всего бюджета Новосибирска. В результате на развитие и решение инфраструктурных задач средств не хватает. Город может себе позволить реализовать только те крупные проекты, на которые выделяются субсидии из федерального и областного бюджетов.

В Новосибирске стали больше строить тротуаров, это заметно. Хотелось бы, чтобы эта работа продолжалась.

Сейчас к пешеходам добавились сотни людей на самокатах, и это ещё один аргумент к тому, чтобы обратить самое серьёзное внимание на тротуары. Около 30% пешеходных дорожек Новосибирска требуют ремонта. Кроме того, их физически недостаточно. Мы это прекрасно понимали и пять лет назад начали выделять деньги на тротуары, наращивать объёмы. Это весьма важная часть инфраструктуры и немалая статья расходов: общая площадь всех тротуаров города – более 1 млн 660 тысяч квадратных метров. Но если в 2016 году мы смогли привести в порядок только шесть объектов на площади 900 квадратных метров, то в 2019 году отремонтировали 61 объект площадью более 37 тысяч квадратных метров, в 2020-м – 40 тротуаров площадью почти 34 тысячи квадратных метров. В этом году мы направим на эти цели 82 млн рублей.

Кроме того, нам удалось доказать в Законодательном собрании Новосибирской области необходимость дополнительных вложений в ремонт дорог частного сектора и пешеходных дорожек.

Сколько дворовых территорий Новосибирска приводят в порядок ежегодно?

– Каждый год мы обновляем почти 300 дворов. Комфортная городская среда имеет важнейшее значение для будущего Новосибирска и просто необходима для ежедневных прогулок жителей рядом с домом. Появляются удобные проезды и тротуары, ремонтируем лестничные спуски,  высаживаем деревья, устанавливаем лавочки и фонари. Кроме этого, около трёх десятков новых детских и спортивных площадок появляются каждый год в парках и общественных зонах. Значительные перемены произошли в сфере озеленения. Создан новый городской питомник площадью 57 гектаров. Здесь посажены сеянцы около 14 тысяч декоративных культур деревьев.

Как изменилась социальная политика города в период пандемии?

– В 2020 и 2021 годах пришлось перестраиваться под новые вызовы всей социальной сфере. На базе наших учреждений была организована реабилитация для переболевших коронавирусом и пневмонией. Удалось скоординировать усилия здравоохранения и медицинских специалистов социальной отрасли. Организовано дистанционное сопровождение пациентов с подозрением или диагнозом "коронавирус", находящихся на лечении на дому.

Мы создали Городскую социальную справочную службу, которая с начала пандемии была переведена на круглосуточный режим. Её специалисты приняли за год более 130 тысяч звонков. В том числе заявки от пожилых и одиноких новосибирцев на доставку продуктов, товаров первой необходимости, лекарств. Был создан городской штаб помощи пожилым и маломобильным людям, к которому подключились волонтёры.

Завершить наше интервью я хочу обращением к читателям: спасибо вам за активность и заинтересованность в обсуждении возможных вариантов развития Новосибирска. В условиях ограниченного бюджета не все желаемые изменения удаётся осуществить в короткий срок. Некоторые планы требуют поиска дополнительного финансирования из областного и федерального бюджетов – эту работу мы постоянно ведём. Я настойчиво убеждаю разные уровни власти, что надо сократить разрыв между запросами жителей на развитие города и тем объёмом налогов, которые сегодня полагаются Новосибирску. Сообща мы можем достичь большего, чем в одиночку.