Московская программа тотального сноса пятиэтажек и возведения на их месте нового жилья – самая резонансная столичная тема этого года, вышедшая далеко за пределы сферы недвижимости. Принудительный характер избавления от жилья середины XX века вызвал массу споров, но дополнительные обсуждения провоцирует и возможность распространения программы на другие регионы. В частности, в мае эту тему будут обсуждать в Совете Федерации, откуда и пришло предложение вывести вопрос на федеральный уровень. Более того, в числе первых городов за пределами Москвы называют Петербург, где сосредоточено до семи тысяч хрущёвок. Согласно официальной статистике, это 13% жилого фонда, в котором проживают более полумиллиона человек. Московский массовый снос пятиэтажек – дело решённое, но с вероятной миграцией за пределы столицы много проблем. Metro рассказывает, почему эксперты настроены крайне пессимистично относительно расселения хрущёвок в Северной столице.

Во-первых, отмечают аналитики рынка недвижимости и местные эксперты, было бы странно распространять очень неоднозначную программу на регионы, пока она не стартовала на тестовом полигоне – в Москве. Столь масштабный проект нужно сначала освоить в одном регионе, где будет создана соответствующая законодательная база, опробована система переселения людей, компенсаций, выяснены все юридические моменты, решены проблемы, которые в любом случае будут возникать в процессе реализации проекта.

Во-вторых, в Петербурге уже существует своя программа расселения хрущёвок. Она стартовала в 2008 году и планировалась как амбициозный проект, который со временем не выдержал собственных масштабов. Сначала предполагалось вести работы в 39 кварталах, потом их число сократили на треть. Но и эти показатели так и не были достигнуты. Из почти 1100 домов, которые фигурировали в программе, снесли только девять. Причина того, что проект забуксовал, в менее жёстких правилах, чем в федеральном центре. В Северной столицы нет механизма насильственного переселения – в Москве на сборы людям даётся 60 дней, после чего, если жильцы протестуют, их могут выселить по суду. Также в Петербурге застройщики с трудом пытались найти места в рамках одного и того же квартала для того, чтобы начать строительство тех домов, в которые будут переселены люди. В отличие от столицы здесь переселение происходит не в рамках района.

В-третьих, в Москве провести нужные законы было гораздо проще. Там есть достаточно серьёзное лобби в разных сферах. Но в Петербурге нет особой заинтересованности как со стороны властей, что показала программа реновации с 2008 года, так и со стороны строительного сектора.

Наконец, у Петербурга свои “фирменные” жилищные проблемы, которые затмевают вопрос с хрущёвками. Несколько сот тысяч людей здесь по-прежнему живут в коммунальных квартирах, в том числе в очень плохих условиях, а их расселение также идёт достаточно медленно.