Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова на протяжении многих лет является лицом классического русского балета во всем мире. В беседе с Metro она рассказала о предстоящем творческом вечере, воспитании маленькой дочери, общественной деятельности и планах на будущее.

Скоро пройдет ваш бенефис. С чем будете выступать?

- Я его называю творческий вечер (смеется). Он будет проходить 21 апреля на основной сцене Большого театра. В этом вечере будет представлен балет «Маргарита  и Арман» в хореографии Аштона. Этот спектакль я буду танцевать с Сергеем Полуниным, премьером театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, да и спектакль целиком будет сыгран артистами театра Станиславского, так как в нашем театре он не идет. Я его впервые станцевала в мае прошлого года с труппой театра «Ла Скала» и мне очень хотелось станцевать его в России, непосредственно в родном Большом театре. Это такая настоящая драматическая роль, женственная, исполняя которую, проживаешь целую жизнь. Партия Маргариты, наверное, одна из тех ролей, которых артист ждет. Во втором отделении будет дивертисмент, я пригласила звезд мирового балета и артистов Большого театра. К этому отделению я специально готовлю несколько новых современных номеров. В третьем отделении будет один из самых известных балетов Джорджа Баланчина – «Драгоценности», в котором я танцую партию «Бриллианты». Это очень красивый балет, который я раньше уже танцевала. Этот спектакль исполнят артисты труппы Большого театра, должен состояться праздник.

Вы часто танцуете за рубежом, отличаются ли чем-то выступления и публика за границей и в России?

- Для меня лично практически ничем не отличаются выступления. На какую сцену я бы не выходила, перед какой публикой не танцевала, я всегда выкладываюсь на 100%. Конечно, не скрою, что есть города, а точнее театры, более значимые, более знаменитые площадки как Большой театр, Мариинский театр, Гранд-опера, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла-Скала, где всегда больше волнения и сосредоточенности на исполнении. Публика отличается во всех городах, во всех странах, она очень разная. Все зависит от культуры публики, я имею в виду в хорошем смысле. В некоторых театрах публика может бурно реагировать на понравившиеся ей движения, зрители начинают аплодировать, а в других театрах культура другая и не разрешается аплодировать именно во время движения, только после. Где-то более эмоциональные люди, где-то менее, но все равно я заметила, что публика в конце спектакля очень бурно и благодарно реагирует, если это был качественный спектакль в исполнении прекрасных артистов.

А какая разница между Большим театром и Мариинским?

- Разница очень большая. Это два полноправных театра, которые имеют право носить звание главных театров страны.  На мой взгляд, это два разных абсолютно стиля, две разные школы, хотя школа русская одна, но стиль отличается, это трудно объяснить, но я как профессионал сразу это вижу.

Вы и ваш супруг много гастролируете. Когда удается найти время на семью, на ребенка?

- Я не скрою, что работаю очень много и большую часть дня провожу в театре. Моя мама, спасибо ей огромное, тут даже нет слов, как она помогает нам. Она меня вырастила, воспитала, всю жизнь она рядом со мной и как-то естественно, что сегодня она уже следит за своей внучкой, принимает активное участие в ее воспитании. Если бы не мама, многого бы не было. После рождения дочки я через три месяца смогла вернуться на сцену, восстанавливаться и заниматься собой тоже благодаря маме, которая взяла на себя весь быт.

Когда вы решились стать матерью, не было страха, что не сможете вернуться на сцену?

- Не было. Ни одной секунды я такой мысли не допускала. Я знала, что вернусь и даже в каком-то новом качестве. После рождения дочери я стала смотреть на мир другими глазами, чувствовать все по-другому. Ей только два года, но она  бывала на репетициях, хотя на сами спектакли мы пока ее не приводили. Она знает, что мама у нее балерина, а папа играет на скрипке и если спросить, то она четко ответит (смеется). Она все видела, все знает, видит, как папа занимается. Она танцует, поет… такой свет для нас и очень много можно говорить об этом.

Недавно вы ушли из Госдумы, но остались членом Совета по культуре при президенте РФ. Как вы оцениваете свою работу депутатом и чем занимаетесь в совете?

- Мне было сложно совмещать работу в Большом театре и международную карьеру с работой в Государственной думе. Это была очень большая нагрузка, мне было очень интересно, но было сложно. Я не скрываю, что у меня не все получилось. Когда я пришла в Думу, мне казалось, что я скажу, и все будет сделано. Оказалось, что там сложный механизм, много инстанций нужно пройти, чтобы приняли или не приняли ту просьбу, инициатором которой ты являешься. Что-то я смогла сделать, для чего встречалась со многими людьми, был нормальный процесс работы, но что-то, конечно, не получилось.  Сейчас, когда я полностью отдаю себя творчеству, занимаюсь новыми постановками, езжу по миру с гастролями и занимаюсь своим фондом, я могу с уверенностью сказать, что эта жизнь мне ближе. Для меня важно, что я вхожу в совет по культуре при президенте. Недавно мы собирались и утверждали государственные премии молодым талантливым людям, а также обсуждали другие важные вопросы. Скоро совет соберется, чтобы решить, кому дать главную государственную премию страны.
 
В премьерном балете «Евгений Онегин» только вы будете танцевать главную партию или будет второй состав?

- Приезжали репетиторы, которые будут готовить этот спектакль, уже прошел кастинг, они выбрали несколько пар на главные партии. Премьера спектакля должна состояться в середине июля, очень жду эту работу со страхом, трепетом и желанием, потому что много лет я думала об этом спектакле и вот наконец-то буду танцевать его и очень интересно, что из этого получится.

Вы основали благотворительный фонд. Расскажите о нем и конкурсах для молодых артистов.

- Фонд был открыт для материальной поддержки молодых и талантливых студентов, которые еще учатся в балетных школах. Пока это стипендии, которые выплачиваются ежемесячно. Кроме того, мы оказываем поддержку ветеранам сцены. Фонд только недавно открылся, на будущее у нас много планов, в том числе идея проводить детские фестивали. Что касается конкурсов, то когда я сама училась в училище и приняла участие в международном конкурсе, то после него моя судьба очень изменилась, как и со многими детьми происходит. Часто они уезжают на конкурсы за рубеж и продолжают учиться там, после чего остаются в европейских театрах танцевать. Конкурс меняет судьбу сначала ребенка, а потом артиста. Для меня был судьбоносным конкурс имени Вагановой в Санкт-Петербурге, я тогда представляла киевскую школу. После конкурса дирекция Академии русского балета имени Вагановой предложила мне закончить их академию, на что я сразу согласилась, а после ее  окончания меня в 16 лет приняли в Мариинский театр. Поэтому, конечно, конкурсы нужно проводить, так как это большой стимул для учеников. Есть путь, по которому нужно пройти и цель, к которой необходимо стремиться.

Что вы думаете о будущем русского балета? Есть ли артисты, которые готовы прийти на смену вашему поколению?

- В каждом поколении бывает, что все ровно идут, а потом один-два выстреливают, появляются звездочки, которые ярко светят. Талантливых детей много, а в дальнейшем все зависит от руководства театра, педагогов и от них самих, конечно.

Есть ли какие-нибудь партии, которые вы еще не исполняли, но хотели бы?

- Если брать классический репертуар, то я станцевала уже все и во многих редакциях. Мне хочется сейчас делать что-то совершенно новое, идти каким-то другим путем, открывать какие-то новые линии, делать новые спектакли. Я привыкла быть все время в поиске, поэтому продолжаю искать, приглашать интересных хореографов и в приоритете для меня сегодня современная хореография, над чем я много думаю и работаю. Конечно, классический балет я продолжаю танцевать и для меня уже стало привычкой, что меня приглашают в основном только на классические спектакли по всему миру, это приятно, что тебя признают, если не лучшим, то одним из лучших исполнителей классического репертуара. Но я все-таки часто предлагаю что-то новое и на своих сольных концертах помимо классических, часто танцую современные номера и зрители мне потом пишут или ожидают после концерта и говорят, что привыкли видеть мои классические роли и им было интересно увидеть меня в новом образе.

Чем планируете заниматься после окончания карьеры?

- Прежде всего, мне бы хотелось остаться в искусстве, но пока не хочется думать о том, чем я буду заниматься, так как сейчас у меня мысли только о том, что я сегодня должна делать, какого хореографа заполучить,  какой новый спектакль станцевать, куда должна лететь. Смотрю свой график на 2015-2016 годы и проверяю, чтобы не было накладок между приглашения и это то, чем я сейчас живу. Для артиста очень важно жить и знать, что впереди еще много всего интересного.