Ставим цели на неделю, на год, на пять лет... Давайте признаемся, у нас не всегда получается добиться чего-то конкретного. А что, если подключить друга? 

Согласно исследованию, опубликованному в Management Science, выполнение поставленных целей возможно, если действовать в паре. Выводы подтверждены учёными из Университета Беркли, Вашингтонского и Пенсильванского университетов (США) на примере посещаемости спортзала. 

Для 4-недельного эксперимента были набраны две группы. Участников разбили по парам, предложили бонусную карту номиналом в один доллар за каждый визит в спортзал. Только в первой группе участники получали вознаграждение вне зависимости от посещения партнёра; участникам другой группы оплачивали только при условии, что в зал ходили по двое. 

Оказалось, пары из второй группы стали в два раза чаще посещать спортзал, в среднем увеличив количество визитов на 35%. Учёные предположили, что посещаемость возросла по двум причинам: во-первых, из-за удовольствия от общения, во-вторых, из-за чувства ответственности. Последнее означает как обязательство по отношению к своему товарищу ("он не получит вознаграждения, если я не приду"), так и боязнь за свою репутацию ("а что подумают обо мне, если я не приду?"). При этом 80% опрашиваемых высказывали недовольство тем, что им приходилось подстраиваться под расписание друг друга. 

Также выяснилось, что от совместного посещения спортзала выиграл тот, кто до этого эксперимента тренировался реже: он как бы "подтягивался" за своим более активным товарищем. 

– У людей появляется мотивация в виде ответственности, – делает вывод Рэйчел Гершон, доцент кафедры маркетинга Университета Беркли (Калифорния), ведущий автор исследования. – Также ими движут социальные стимулы, которые в конечном итоге помогают преодолевать различные барьеры на пути к цели. 

По словам клинического психолога Натальи Ивановой, потребность в социальной принадлежности к определённой группе определена исторически и биологически. 

– Два человека, вместе посещающие спортзал, уже микрогруппа, – объясняет Metro эксперт. – А в нашу онлайн эпоху живое общение ценится особенно: это и обмен опытом, и получение обратной связи. К тому же, чем больше общения, тем выше шансы завести друзей, которые могут выступить мотиваторами довести начатое до конца. 

Психолог выделяет следующие аспекты мотивации: 

  • Поддержка, "чувство локтя". Когда кажется, что нет больше сил, не видно результатов, всё было зря, на помощь приходит поддержка друзей, которые призывают идти дальше и не сдаваться. 
  • Соревновательность. Когда не хочется ударить лицом в грязь, начинаешь тренироваться усерднее, бежать быстрее, чтобы выглядеть в глазах напарника сильнее и выносливее. В ситуации с одиночными тренировками наглядного подкрепления мотивации нет, соревноваться не с кем. 
  • Ответственность (долженствование). Когда существует моральное обязательство, которому нужно следовать. "Я пойду в зал не только ради удовольствия, а потому что мы прежде всего договорились".