Начнем сразу с ответа на второй вопрос: да, можно. В эпоху интернета любой желающий при волевой усидчивости и прилежности сможет за пару недель освоить азы маркетингового анализа. Пускай не сверхсложное моделирование, но уже не ясли. А вот тут становится ребром следующий вопрос: где взять достоверные и точные данные для проведения анализа? В свободном доступе их нет и быть не может. По крупиночке собирая свою базу, любая маркетинговая компания дорожит своей статистикой и методами ее сбора, агрегации, обработки.

Для примера возьмем компанию bcgroup.su/, которая много лет осуществляет целый спектр профильных услуг, успешно позиционируя себя, как источник проверенной временем и на практике информации. В ее методике добычи информации для анализа есть три шлавных аспекта и направления работы:

  1. Внешний (потребители, рынок, конкуренты…);
  2. Внутренний (инсайд о производственных мощностях, финансовой деятельности и т.д.);
  3. Система кросс-аналогий, когда благодаря удачно проведенным параллелям делается предположении и значении того или иного параметра.

Обратите внимание, что подробные маркетинговые исследования целевой аудитории – это дело, как и многие другие в маркетинге, для целой команды опытных сотрудников, специалистов. Одному или в пару сотрудников с этим попросту не справиться. Другими словами, хотите нормальный результат, экономию времени и сил – обращайтесь за помощью профессионалов.

Если задуматься над тем, зачем люди платят серьезные деньги за качественные маркетинговые исследования, то сразу возникает объективно подходящий ответ –  оценка идет по их сложности и важности. Сами подумайте, если осуществляется крупная сделка, инвестиция больших денег или идет дорогостоящий проект, то разве не сделает его хозяин все возможное для того, чтобы понимать картину в целом, быть способным вовремя прореагировать на изменение коньюнктуры и т.д.? Конечно, станет. Меньший риск – вероятнее доход.

Инвестиция в маркетинговое исследование – капитальный расход, ведь уже давно информация стала тем активом, использование которого способно приносить отличные дивиденды и доход. Затраченная на такое исследование сумма – ничто по сравнению с огромными доходами или же потерями в результате проведенной операции. Не стоит тешить себя иллюзиями о том, что не специалисту под силу справиться с сложными, специфическими расчетами.