В Лофте «Этажи» открылась выставка «Реконструкция шума». Как заявляют создатели - это пространственно-звуковая инсталляция, требующая участия зрителей и слушателей.

- За основу были взяты шумовые аппараты актера и изобретателя Владимира Попова. По его чертежам сделали реконструкции. В руках посетителей аппараты превращаются в инструменты, - рассказывает продюсер инсталляции Евгения Воробьева. - Подобные инструменты использовались для создания звуковых эффектов в кинематографе, театре и радиопередачах и находились за сценой. Теперь аппараты – главный действующий персонаж. Даже видео, которое крутят на выставке, является лишь сопроводительным инструментом.

- На этой инсталляции взрослые становятся детьми. Здесь каждый посетитель чувствует себя в роли шумового оформителя начала 20 века.

Выставку в Санкт-Петербурге стали готовить с марта. Пространство 5-го этажа лофта детально сфотографировали и начали разрабатывать концепцию. В результате авторская группа «Музыкальная мастерская» поделила пространство на три тематические зоны.

- Вьюга, шелест листвы, пронизывающий ветер, капли дождя по крыше, сильный ливень – это звуки, которые создают ветровые машины в большом зале. Когда шумы звучат вместе, диссонанса нет. Их как раз и нужно совмещать. Таким образом создается картина природы и каждый посетитель – ее творец, - продолжает Евгения Воробьева. - В пространство «чугунный пол» идеально вписалась концепция индустриального зала. Экспонаты создают шумы завода. Например, из аппаратов можно извлечь звук двигателя внутреннего сгорания, ритмокомбинатора, парового крана, кирпичного ксилофона, забивания свай. Здесь посетитель ощущает себя в цехе на производстве.

Пространство третьего зала преобразили в морское побережье.

- На подиуме стоят шумовые аппараты – перекаты. Они имитируют шум моря. Для большей реалистичности, чтобы посетитель выставки ощутил себя на побережье, мы специально привезли 6 тонн гальки.

Этой инсталляции «Реконструкция шума» могло не быть, если бы в 2009 году культуролог Константин Дудаков-Кашуро и музыкант Петр Айду не зашли в библиотеку.

- В архивах библиотеки мы нашли чертежи. С виду это были пожелтевшие, никому не нужные страницы. Однако мы решили посмотреть на них по-новому, - делится создатель выставки Константин Дудаков-Кашуро. - Было непросто. Мы создавали инсталляцию в тех условиях, когда шум всем ужасно надоел. Задача состояла в том, чтобы все увидели и услышали новое звуковое искусство.

Созданием инсталляции занималась небольшая команда. Трое мастеров создавали шумовые аппараты. Пятеро занималась разработкой концепции.

- Закулисный мир театра и кино мы «вытащили» наружу. Для инсталляции мы отобрали инструменты относительно вандалоустойчивые, - рассказывает создатель выставки Петр Айду.

Впервые экспозицию “Реконструкция шума” показали в московском Политехническом музее (Москва) в июне 2012 года. После ее увидели в Ярославле, Костроме, Владивостоке. Теперь – в Санкт-Петербурге.

- Для каждой экспозиции создаются новые инсталляции и разрабатывается своя концепция. Мы продолжаем исследовать и реконструировать новые шумовые аппараты, - продолжает Евгения Воробьева.

“Реконструкция шума” будет открыта до середины ноября.