К 11 утра в call-центре Альянса независимых наблюдателей телефон зазвонил
1246 раз.

– Не на все звонки успели ответить, – говорит координатор проектов по наблюдению за выборами Роман Удот. – Просто люди не могли дождаться ответа оператора и клали трубку.
В большом помещении call-центра сидит около 40 человек. Все они волонтеры, которые предварительно проходили специальное обучение. Отсюда информация поступает в маленькую комнату, где расположились «аналитики». Их не больше 15 человек – за овальным столом с ноутбуками, пирожками и напитками ведется подсчет и разбор заявлений. Далеко не каждое заявление содержит в себе нарушение.

– Тут на участке наблюдателям не дали стулья, – сообщает один из «аналитиков». – Говорят, что по закону не обязаны...

– Они и правда не обязаны, – задумчиво гладит бороду юрист проекта «Гражданин наблюдатель» Алексей Овчинников.

– А свои они могут принести? – предлагает кто-то с дальнего конца стола.

– А почему бы и нет... – «разрешает» юрист.

Посадить наблюдателей все-таки удалось – стулья обнаружились в «дальнем углу».
К полудню работа центра утратила ритм аврала. Время от времени в комнате раздается дружный смех. Это на «суд» коллег выносится необычное «нарушение». Например, в одной из УИК председатель так увлекся работой, что стал заходить в кабинки для голосования и помогать избирателям. Наблюдатели сделали ему замечание, он внял и больше в кабинки не ходил.

– Пожилая женщина попыталась засунуть в урну письмо кандидату, – зачитывает сообщение от наблюдателей улыбчивый парень.

– Так проще отправить, чем «Почтой России», – начинают острить коллеги. – Это правильный путь – ведь кандидаты обычно сами подсчитывают голоса.

– Если честно, как-то скучно сегодня, – говорит аналитик call-центра Юлия Скокова во время обеденного перерыва. – Жалобы мелкие. На прошлых выборах очень много было жалоб на то, что на участках не дают фотографировать и снимать, а сейчас такого нет, видимо, привыкли уже.

– Мы уже забыли биение электорального сердца, – говорит Роман Удот. – А ведь выборы – это борьба, тревожное ожидание первых результатов, это бессонные ночи наблюдателей.
Правда, по словам Романа, это напряжение стало возвращаться на выборах в Москве и в Екатеринбурге.

– Из Екатеринбурга было много звонков, – сказал Metro Алексей Овчинников. – Но серьезных нарушений я не запомнил.