Во вторник в СМИ появилась информация, что эксперты Минобороны якобы определились с причинами крушения Ту-154 близ Сочи, в результате которой погибло почти сто человек.

Причины крушения Ту-154 под Сочи: теракт не подтверждается

Как сообщал Life.ru, в ведомстве склоняются к версии, что причиной авиакатастрофы Ту-154, список погибших в которой можно найти в Интернете, стала ошибка второго пилота – он якобы перепутал рычаги управления шасси и закрылками. 

Официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков опроверг данную информацию. 

"Все опубликованные слухи о якобы установленных причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи – абсолютный бред и выдумка издания, – заявил Конашенков РИА Новости. – Комиссия по расследованию авиакатастрофы продолжает работу. Считаем недопустимым и аморальным пытаться голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то "выводы", до завершения расследования".

Ту-154, авиакатастрофа

Репортёр Metro поговорил с заслуженным пилотом России Юрием Сытником, который считает, что версия с ошибкой пилота имеет право на существование. Ранее в Интернете появлялась расшифровка записи чёрного ящика разбившегося самолёта, которая указывает на возможность фатального нарушения, совершённого экипажем.

– Сначала там говорят о скорости 300, – поясняет Сытник. – Потом пилот говорит: "закрылки, с...а" – понятно, что он кого-то обвиняет. Закрылки закрывают на скорости не ниже 340, на высоте не ниже 120 метров. А тут всё происходило где-то в диапазоне набора высоты 15, 30, 40, 70 метров. В такой ситуации о закрылках речи идти не может, это нонсенс. 

По словам Сытника, у многих экипажей, которые летали на Ту-154 более 10 лет, ситуации с перепутанными рычагами возникали:

– Когда даёшь команду убрать шасси, смотришь, куда человек лезет рукой. Рычаги эти не расположены близко друг от друга – рычаг уборки шасси находится на центральной панели, а закрылки – на верхнем щитке. То есть, они разнесены. Командир корабля отвечает за всё, что происходит в кабине. У меня была такая ситуация. Я дал команду убрать шасси, когда самолёт начал отходить от земли. Человек схватил закрылки, я ему: "Куда?" Поставил закрылки назад. Требуется нормальное взаимодействие экипажа, выполнение всех технологий – все действия в кабине пилота расписаны. Если ты даже совершил ошибку, перепутал рычаги, у тебя есть ещё 10-15 секунд. 

Если версия с ошибкой пилота верна, Сытник считает, что события на самолёте развивались следующим образом:

– На скорости 300 и в наборе высоты командир даёт команду на уборку шасси, второй пилот "хлопает" по закрылкам. Никто не обращает на это внимания. Закрылки убираются обычно в течение 15-18 секунд. И вот самолёт начинает просаживаться. Командир тянет штурвал на себя, задирает нос самолёта, уходит за 21 градус, а это уже угол срыва. Получается, самолёт идет с задранным носом, мощности двигателя не хватает, скорости не хватает, и в этот момент звучит фраза про закрылки. Ту-154 начинает крутить вправо. По словам очевидцев, самолёт цепанул море хвостом, то есть, он шёл не с креном, пилоты успели его выровнять. Командир боролся до последнего. Но самолёт ударился о воду как о бетон и развалился на мелкие куски.

Ещё одной причиной катастрофы называется перегруз самолёта, но Сытник относится к этому скептически:

– Максимальный взлётный вес у самолёта 100 тонн, но самолёты такой же конструкции эксплуатировались  в Магадане с весом и в 105 тонн. Если и было 2-3 тонны перегруза, это не критично.

Сытник отметил, что "если бы кто-то из экипажа контролировал действия пилотов, что предусмотрено инструкцией по взаимодействию работы экипажа, этого бы не случилось". 

– Вывод – работа по подготовке экипажа и проверке техники пилотирования велась на оценку "неуд", – считает эксперт. – Нужно пересмотреть работу команды руководящего состава элитного подразделения ВВС России.