Кстати

Хранители музея рассказали нам, что очень бы хотели заполучить в свою коллекцию один необычный современный инструмент, но пока купить его возможности нет, а из меценатов никто не дарит. 

Что это за инструмент.

Судя по словесному описанию музейщиков, речь идёт о ханге. Этот необычный полукруглый инструмент был разработан в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер из швейцарского города Берн.

Кто на нём играет.

Хотя ханг стоит довольно дорого, чаще всего его можно встретить у уличных музыкантов, особенно в Европе. 

Одним из первых современных экспонатов, который показали репортёрам в музее музыки, неожиданно оказался доисторический инструмент. Правда, последние несколько веков про него забыли, но недавно археологи нашли его обломки в одном из курганов. Это скифская арфа. Бычьи жилы натянуты на деревянный каркас, украшенный орнаментом. Несколько лет назад её создал барнаульский музыкант-экспериментатор Александр Гнездилов.

– Остатки такой арфы были обнаружены при раскопках в захоронении молодой девушки, – рассказала Metro хранитель музейных предметов Нина Милешина. – Там же были украшения. Орнамент, который был на них, автор использовал для украшения арфы. Вполне возможно, что так и было.

Как выглядела арфа на самом деле, не знает никто – того, что от неё осталось, недостаточно, чтобы восстановить облик полностью. Учёным оставалось только фантазировать. Одну из таких фантазий Гнездилов и воплотил в жизнь и подарил свои творения Эрмитажу и Музею Глинки. Концертной версией арфы он пользуется сам.

Основные «поставщики» экспонатов, созданных в XXI веке, – посольства. Они дарят музею совсем новенькие экзотические барабаны, бразильские арфы, сазы и многое другое. Есть в коллекции и современные балалайки – несколько лет назад Министерство культуры обратило своё внимание на производство этих инструментов и заказало партию для музея.
Но о состоянии музыкальной индустрии XXI века нашим потомкам эти экспонаты расскажут немного. Современных диджейских пультов в музее пока нет, а электрогитары и синтезаторы – это всё-таки символы двадцатого века. Из новинок в музее представлен только электросаксофон, который больше напоминает флейту. Модель экспериментальная, играют на ней немногие.

О том, как в России начинался музыкальный XXI век, лучше всего рассказывает коллекция барабанщика Ришада Шафи, популярного в конце 90-х и начале нулевых среди московской эстрады. После смерти музыканта в 2009 году его супруга передала музею гигантскую барабанную установку и инструменты, придуманные самим Шафи, и главное – «волшебный халат музыканта», с помощью которого он мог играть на самом себе: в ткань вшиты датчики, нужно только хлопнуть по халату в нужном месте. Правда, волшебным, скорее, можно назвать трико, на которое прикрепили все провода. Халат только закрывает их.

На этом современная коллекция музея иссякла. Глобально руководству всё ещё намного интереснее старина, чем что-то новое, но необыкновенные современные инструменты с удовольствием примут в коллекцию.