Посмотрите на работы Стаса, что вы видите? Поначалу создаётся впечатление, что это какой-то восточный орнамент, потом кажется, что это нечто вроде ордена боевой славы. Но если внимательно приглядеться, то на каждом полотне можно найти револьвер и штурвал корабля. 

Серия работ "Путешествие полковника Кольта" выставки "Предсказывая прошлое" связана с колониальным прошлым Соединённых Штатов. "Бог создал людей, Линкольн дал им свободу, но только полковник Сэмюэл Кольт сделал их равными", – говорят в Америке. С появлением массового ручного огнестрельного оружия общество изменилось. Мало кто знает, что Кольт путешествовал по миру и, не мучаясь угрызениями совести, продавал оружие всем подряд. Даже конфликтующим сторонам. Поговаривают, что во время русско-турецкой войны Кольт преподнёс русскому императору и турецкому султану два револьвера из одного набора со словами: "Ваши соседи уже купили мои револьверы. Смотрите, вы останетесь в хвосте". Кольт менял свои убеждения и, как хамелеон, подстраивался под обстановку. 

– Для меня Сэмюэль Кольт – олицетворение всего, что связано с Америкой, – объясняет Шпанин. –  Я представил Кольта, путешествующего по земному шару за штурвалом корабля с револьверами. Каждый раз посещая новую страну, он подстраивался под её устои и правила, поэтому каждый новый холст выполнен в цветовой стилистике того города, в котором оказывался предприимчивый полковник Кольт.

Например, полотно "Санкт-Петербург" выполнено в цветах горельефа в главном зале Витебского вокзала. Дело в том, что вокзал соединяет Санкт-Петербург с Царским Селом. Ведь именно в в Царском Селе полковник Кольт встречался с русскими императорами Николаем I и Александром II. А ехал Кольт на эту встречу на поезде, и по прибытии он побывал в великолепном зале  Витебского вокзала.

Тема путешествий полковника Кольта в творчестве Стаса Шпанина не случайна. Стас родился СССР, живёт в США и творит в обеих странах. Как-то раз, ещё будучи студентом в Университете Хартфорда он побывал в оружейном заводе Сэмюэля Кольта и был поражён тем, что завод выполнен в стиле православной церкви, а  в центре здания даже есть купол. Стас решил узнать больше и выяснил, что Кольт построил завод для того, чтобы получить расположение русского царя. Он хотел заключить с императором новые контракты на поставку своего оружия. К сожалению полковника, с Россией номер не прошел, поскольку мастеровитые тульские оружейники научились копировать изобретение Кольта и ничуть не стеснялись делать новое оружие, не соотносясь с мнением автора.

Куратором выставки "Предсказывая прошлое" выступил руководитель программ Государственного центра современного искусства Виталий Пацюков. Он считает Стаса многообещающим художником:
– Меня поразил Стас, я встретил его в "Сколково". Он там вёл курс для молодых физиков. И они реализовали некие научные понятия в форме искусства. Он эстетизировал научные понятия. Это удивительно, что художник размышляет настолько целостно и универсально о реальности. Поэтому то, что мы экспозиция Стаса – достаточно сложное искусство. 

Пацюков попытался объяснить Metro серию работ "Путешествие полковника Кольта":
– Знаете, обычно ангел истории летит по стреле времени, но его взор обращён назад, в обратную сторону. Потому что настоящее и будущее формируется из прошлого, а прошлое одновременно определяется настоящим. Каждый раз мы прошлое пересматриваем из настоящего. Пересмотреть прошлое через настоящее и ввести настоящее в прошлое, а прошлое превратить в настоящее, – вот это одна из самых важнейших задач для нашей памяти, для нашего устойчивого состояния в мире. Потому что без этой связи между прошлым, настоящим и будущим мы не можем состояться как люди, граждане и не можем сохранить нашу реальность. Сохранение будущего за счёт сохранение прошлого, одновременно пересматривание прошлого и осознавание, насколько прошлое важно для настоящего, – всё это задачи, которые ставит перед собой Стас. Это особый генетический код, где сталкиваются времена, пространства. И эти времена и пространства выражены через определённую форму. "Путешествие Кольта", его остановки в разных городах – это действительно мандалы. Такие системы, с одной стороны, законченные, а с другой – открытые, они позволяют дальше развиваться и жить, и как бы скрепляют наш мир. Это совершенно устойчивая аура, она одновременно обладает нравственным характером и моментом бытия. В этих пространствах можно существовать. В этих пространствах существует жизнь, здесь сохраняется прошлое. "Путешествие Кольта" – это создание таких культурологических оазисов в живописи.      

Владелец выставочного центра Гридчинхолл, Сергей Гридчин, представляя Шпанина, признался, что даже немного завидует художнику:
– Стас довольно интересный персонаж. Я сравниваю с собой. В четыре года он начал рисовать, правда, на холодильнике и… помадой, в семь – провёл первую персональную выставку, в 12 – Книга рекордов Гиннесса назвала Стаса "самым молодым профессиональным художником планеты", в 13 – его картина "Мадонна 11", посвященная теракту 11 сентября, получает прописку в доме Джорджа Буша-младшего (еще во время его президентства). "Предсказывая прошлое" – первая полноценная выставка Стаса в России, но не последняя точно. Так что мы будем наблюдать за ним. Всего этого он достиг к 25 годам, посмотрим, каков будет его послужной список к 35.

Одновременно с выставкой в Гридчинхолле в нью-йоркской Smack Mellon Gallery показывается проект «История истории» (куратор Шломит Дрор). В его экспозицию вошли ранние работы Стаса Шпанина из серии "Триалектика", где художник сопоставляет изображения дореволюционной России и Европы.

США, Италия, Франция, Израиль, Азербайджан и Россия – вот география выставок Стаса Шпанина. Его работы находятся в коллекции музея Джаспер Ранд, музее "Маккаби", Музее современного русского искусства и в частных коллекциях, включая собрания бывшего президента США Джорджа Буша-младшего и президента Азербайджана Гейдара Алиева. В 2014-м Шпанин стал членом совета директоров Школы искусств Университета Хартфорда. 

Выставка "Предсказывая прошлое" продлится до 20 июля.