Бывший танкист

"Танкистом стал случайно. Мне очень хотелось служить в ВДВ. Но отправили служить в Венгрию, а там было мало вэдэвэшников. В итоге отказался служить поваром и связистом в Будапеште и пошёл в танкисты, чтобы не оказаться в пехоте.

Особых навыков не требовалось, главное было иметь хорошую физподготовку и умение сделать на турнике подъём с переворотом 6 раз.

Профессия привила любовь к технике. Как говорит мой друг – известный журналист и ведущий телепрограмм Михаил Кожухов: "Рошка залез в юности в танк и не может из него вылезти!" 

В другой жизни я бы, наверное, хотел стать вертолётчиком, ведь вертолёты – это, по сути, души погибших танков".

Помощник директора танкового музея в Кубинке Александр Рошка

Танкист

Танкистом стал из-за любви к военной технике. Да и отец у меня военный. Танкист должен быть упорным, сильным, быстро принимать решения. И помнить – броня не любит слабых мускулов.

Ограничений при наборе танкистов особых нет. Нужны знания по физике, математике, русскому языку и хорошая физподготовка. А вот механиков-водителей стараются набирать с небольшим ростом.

В мирное время провожу занятия с личным составом батальона, руковожу подготовкой подчинённых, провожу работу по воинскому воспитанию.

Профессия даёт уверенность в завтрашнем дне и гордость! Вот только свободного времени нет совсем.

Действующий танкист, командир танка Антон Полуботко

Разгром немецких танков

Немцы, разрабатывая новые виды оружия, не успевали. Сырые образцы начинали применять на советско-германском фронте, это касалось и королевского "Тигра". Они его разработали и впервые на советско-германском фронте применили в августе 1944 года, на Сандомирском плацдарме.

Наша третья танковая армия там удачно провела наступательные бои, но к концу операции ресурсов не хватало, начали переходить к обороне. В районе одного из населенных пунктов плацдарма немцы решили нанести удар.

Их батальон тяжёлых танков состоял из тридцати королевских "Тигров", также было пятнадцать "Пантер". Тридцать танков проехало из деревни Хмелек, от станции Железнодорожной, из них семнадцать на 30-километровом участке вышли из строя по техническим причинам, а в ночь с 12 на 13 августа 1944 года они пошли в наступление.

Наша разведка знала, что прибыл эшелон с какими-то неизвестными танками. Считали, что эти танки похожи на "Пантеры", только более мощные. Как только первый "Королевский тигр" показался из-за лощины, его ждал в засаде экипаж танка Т-34 во главе с командиром танка Оськиным.

Враг был подбит в борт с трёхсот метров. Получается, Т-34, масса которого составляет 32 тонны, поразил 74-тонную машину. Затем наши удачно нанесли артиллерийский залп.

В итоге подразделение 6-го гвардейского танкового корпуса за два дня боёв уничтожило 24 немецких танков, 13 из них были "Королевские тигры". Три эти машины удалось захватить невредимыми. Ну а мы за эти два дня боёв не потеряли ни одного танка.

Игорь Желтов, полковник в запасе, заместитель директора по научной работе музея "История танка Т-34"

Ко Дню танкиста корреспондент Metro лично побывал в танке, пообщался с танкистами и съездил в Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, чтобы узнать, как добывают и реставрируют боевые машины.

Оказалось – это очень сложная, трудоёмкая работа, требующая большого мастерства и деликатности.

- Вот это – Су-100, мы только что двигатель на него поставили, - рассказывает инструктор по технико-технологичной работе с музейными предметами Александр Афиногенов.
С самого утра он весь в работе, его рабочий комбинезон пропитан «грязью» танков. Эксперт указывает чёрным от технической смазки пальцем на сложный прибор – железное сердце стоящего в мастерской массивного танка Су-100.

– Машина собрана из запчастей прапорщиком-энтузиастом, - уточняет Александр. – Человек собирал танк по всему Дальнему Востоку. Пушку взял где-то на полигоне, корпус достал на Камчатке. Верхние бронировки и решётку вентилятора изготовил лично. Сейчас мы приводим машину в парадный вид, будет в экспозиции.

ТАНКИ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ

Есть в музее специалисты, которые занимаются поиском танков.

- Существует очень много машин, которые до сих пор не найдены, - говорит Афиногенов. – Это всё из-за проблем с архивом. Во время Великой Отечественной многое не успевали фиксировать. Но кое-что известно. К примеру, немало техники под Великим Новгородом. Там, во-первых, немцы стояли до 1944-го, а во-вторых, в тех местах много болот.

Чаще всего эксперты поисковой группы работают по слухам.

Афиногенов и собранный прапорщиком танк СУ-100

Афиногенов и собранный прапорщиком танк СУ-100

Metro

Фото:

- Есть истории, их местные жители рассказывают, - поясняет Афиногенов. – Из этих историй 85 процентов – сказки. Некоторые говорят, что у них немецкие «Тигры» чуть ли не в огороде закопаны. Поэтому необходимо, чтобы 5-8 разных источников свели всё к одной точке. Тогда на место выезжают специалисты с приборами – магнитометрами, щупами, георадарами. Хоп, нашли железо! Если есть возможность, ныряет водолаз, ощупывает - смотреть в болотах, само собой, бесполезно. Смотрим, кусок ли танка там, или же, если очень повезёт, машина цела.

В экспозиции музея находится легендарный танк Т-34, его назвали «Снайпер». Машину нашли практически неповреждённой.

- Подняли танк почти возле дороги, - рассказывает Афиногенов. – Посмотрели сначала водолазы, затем экскаватор вступил в действие. Вытаскивали на тросах. Экипажа не обнаружили. По всей видимости, танк преодолевал какое-то препятствие, а в этих случаях в машине остаётся только механик. Видимо, там было болото, и механик успел покинуть машину. В танке нашли полное снаряжение – снаряды, патроны, пистолеты, пулемёты, сапоги, противогазы. Сейчас машина на ходу, будет участвовать в параде.

Одна из запчастей танка КВ1

Одна из запчастей танка КВ1

Metro

Фото:

Один из последних танков, найденных специалистами – тяжёлая боевая машина КВ1. Увы, от неё остались только фрагменты. Танк взорвали… свои же!

- Сейчас КВ1 лежит у нас на задворках, - говорит Александр. – Скорее всего, танк повоевал – пробоина есть. В 1941-1942 машина утонула в реке Северский Донец. А в 1947-м на него напоролась баржа с мукой. По каким-то причинам было решено взорвать танк. А поскольку он стоял в воде, машину всю разорвало, так как на танк шло и внешнее, и внутреннее давление. Теперь собирать танк как он есть бессмысленно, проще построить новый. Взрывом его разорвало по швам, повыгибались броневые листы. Так что будем выставлять в экспозицию как есть.

ДЕЛИКАТНЫЕ «НЕМЦЫ»

- Самая деликатная работа – с «немцами», - уверяет Александр. – О них информации мало, приходится многое додумывать. Основная сложность работы реставратора – добыть сведения о технике.

Большую работу эксперт провёл при реставрации среднего немецкого танка Т-3. Пришлось повозиться над двигателем «Майбах-120».

- Вот что интересно – изначально танк был серым, - рассказывает специалист. – А когда начали зачищать краску, выяснили, что его естественный цвет – бежевый. Так узнали, к какому подразделению танк относится. Сейчас он стоит в оригинальном цвете.

Александр признался, что для него отечественная техника – Су-100 или Т-34 – проста, как автомат Калашникова.

- Всё известно, понятно, руки сами знают, что делать, - улыбается Александр. – А «немец» - у него вроде бы всё то же самое, но везде свои нюансы. Понимаете, немцы слишком уж увлеклись изобретательством. Машины у них навороченные, но сложные в ремонте. А во время боевых действий нужно, чтобы машину мог любой тракторист отремонтировать. В Т-34 гораздо меньше нужно разбирать, чтобы добраться до какого-либо агрегата. А у немцев почти полтанка надо разобрать, прежде чем доберёшься до нужной детали. Но у них зато была очень хорошо поставлена служба ремонта. Наши машины отходили в недалекий тыл, и ремонтировалась экипажем, а немцам приходилось отвозить технику в глубокий тыл, на месте только мелочь ремонтировалась.

METRO В ТАНКЕ

Для проведения занимательного эксперимента под названием «стать танкистом на пять минут» мне подобрали замечательную модель - Т-80БВ. Это современная боевая единица, которая используется во многих странах мира.

Увидев массивный зелёный корпус и огромное дуло пушки, я сразу почувствовал щенячий восторг. Что ещё нужно для счастья человеку, который в детстве часами возился с моделями танков и не мог «отлипнуть» от игры «Танчики»?

Сначала мне предложили надеть форму танкиста. Это была, признаюсь, крайне непростая задача. Я долго выворачивал её так и сяк, пытаясь понять, куда нужно продеть ноги. Справившись наконец с этим заданием, я водрузил на голову шлем и, пыхтя как ёжик, взобрался на танк.

На башне – два открытых люка, внутри горит свет. Я лезу на место командира. И сразу начинается паника! Виновата клаустрофобия. Место очень уж тесное.

Большая пушка и "маленький" корреспондент Metro

Большая пушка и "маленький" корреспондент Metro

Василий Кузьмичёнок

Фото:

- Вот тут у вас прицел, а здесь, смотрите, отверстие для пулемёта и пульт для управления огнём, - равнодушным голосом говорит хранитель музея в Кубинке Денис Нечаев. Ещё бы, он-то всё это уже видел не раз.

Сам он сел на место наводчика. Это ответственная профессия, ведь наводчик отвечает за вращение башней и, самое главное, за пушку.

Между нами – место для снарядов, они подаются автоматически. Что ж, впечатляет. Но на этом приключение не заканчивается.

Я с трудом подтягиваюсь на руках, чтобы выбраться из люка, а потом спускаюсь с башни к ещё одному маленькому отверстию – это уже место механика-водителя. Слева вижу приборы-показания, как в машине: давление, масло. Под ногами педали газа, тормоза и сцепления. А ещё здесь есть счётчик для определения заражения местности.

На месте механика становится как-то не по себе. Если командир и наводчик хотя бы сидят рядышком, то механик – совсем один. И, к тому же, в ещё более замкнутом пространстве. Наверное, будь я танкистом, всё-таки предпочёл бы место командира. И покомандовать можно, и из пулемёта пострелять!

ИНТЕРЕСНЫЕ ТАНКИ

Старший экскурсовод музея в Кубинке Татьяна Сусляк рассказала Metro о самых интересных танках.

«В 1958 году был выпущен танк Т-55 – первый в мире танк с комплексом противоатомной защиты, - рассказывает Сусляк. - Танк, который до сих пор стоит на вооружении многих стран мира. Этот танк не боится ядерного взрыва. В нём есть специальное усиление брони, так называемый «подбой», свинцово-резиновый. Главное в таком танке – это стоп-защита во время ядерного взрыва, она существует для того, чтобы ударная волна не вывела из строя экипаж и технику. Внутри машины ставятся два нагнетателя воздуха, на башню устанавливаются локаторы, которые срабатывают на яркую вспышку света, на гаммо-излучение. Когда взрыв происходит, танк тормозит, перекрываются все возможные доступы воздуха снаружи, танк становится полностью герметичным. Включаются нагнетатели. Танк, даже если, условно говоря, в нём будут жать на педаль газа, никуда не сдвинется. Он как бы приседает и стоит. Когда проходит взрывная волна, он всё это выдерживает. И после может идти в атаку. Одна беда – после ядерной атаки танк нужно закопать, он становится радиоактивным. Зато, согласно данным исследований, экипаж получает небольшую дозу радиации, и жизнь потом идёт нормально. Эксперименты проводили на крупных собаках. Защита эволюционировала, теперь в танках установлена защита от оружия массового поражения. И противоатомная защита, и химическая, и бактериологическая».

«Первый основной боевой танк в нашей стране – это Т-64, - продолжает Сусляк. - Танк был построен в Харькове, на заводе Малышева, под руководством Сан Саныча Морозова. Танк, который стал революционным прорывом, его еще называют самым секретным танком советской армии. Танк, который никогда не продавался. В 1968 году появилась его модификация Т-64А со 125-мм пушкой, танк, в котором три члена экипажа, танк, в котором исключили заряжание, оно стало механическим. Первый советский танк с многослойным бронированием. Об этом танке не распространялись. Рассекретили в 1990, когда упал Железный занавес. Когда танк показали представителям стран НАТО, они были в восторге и сказали, что не знали, что в СССР есть такой хороший, мощный танк. В боевых действиях он практически нигде не участвовал. Его пытались использовать в войне с Афганистаном, 79-89 годы. Но там он себя не проявил, там пригодились наши рабочие лошадки Т-55 и Т-62, они были лучше приспособлены к тем условиям. А у Т-64 были проблемы с двигателем. Т-64 участвовал в боевых действиях в Приднестровье».

«Венцом танкостроения является «Армата»? Наверное, но до конца нам этот танк не показали, - отметила Сусляк. - Сейчас весь мир смотрит на Т-90 и его возможности. Это замечательный танк, который признан всем миром, он стиоит на вооружении многих стран мира, и является основным в российской армии. «Армату» если примут на вооружение, это будет один из самых передовых танков в мире. Пока информации о нём много не дают, но что-то интересное будет. То, что экипаж в единой капсюле сидит, это мы уже пробовали – на ракетных опытных танках. Думаю, он будет интересным по боевым возможностям, и по скорости. Мы всегда выигрываем за счёт скорости и точности ведения огня с ходу. Почему заглохла «Армата» на параде? Это же машина, которая не всегда зависит от человека. На автомобиле тоже такое может случиться – вроде ехал нормально, но чего-то машина вдруг встала».