Кусок целлюлозы, плавающий в баке с зелёным чаем, ничем не напоминает платье от-кутюр. Но под действием микробов, которые активизируются в тёплой жидкости, он расширяется и как будто оживает. Через несколько недель роста, обработки и сушки липкий кусок сахара превращается в жакет с экстравагантным рисунком или в искусственную кожу на стильных ботинках.

Сама идея и рецепт приготовления принадлежат Сьюзан Ли, лондонскому дизайнеру одежды, которая стала первооткрывателем индустрии выращенной в пробирке моды.

– Необходимо отойти от материалов, созданных из нефти, – говорит она. – Сейчас текстильная промышленность пытается переосмыслить этот «грязный» способ производства. Задача дизайнеров в этом смысле – найти наиболее рационалный способ использования новых материалов.

Вместе с ведущими биологами и инженерами Ли разработала свою универсальную концепцию. Целлюлоза принимает форму любого контейнера, в которой она растёт, чтобы придать ткани цвет. На стадии ферментации Ли добавляет красители, а когда материал окончательно вырос и его высушили, полученную ткань можно раскраивать и сшивать.

Влияние на окружающую среду в данном случае минимальное – никаких химикатов в материал не добавляется. Ткань полностью биоразлагаемая.

Идея Ли вдохновила молодых дизайнеров. В 2013-м группа студентов выиграла престижную награду Young Green Champions, воспользовавшись её рецептами. Ли очень ими гордится, но считает, что молодёжи в этом деле нужны кураторы. «Тут как с приготовлением пищи, – говорит она. – Если что-то пойдёт не так, можно и заболеть».

Одежда – только начало. В будущем органические материалы могут использоваться для создания мебели, техники и в архитектуре – «выращенные» кирпичи уже используют.

– Мы должны начать думать иначе, – говорит Ли. – От нас зависит, когда наступит время живых материалов.

Как пионер в своей сфере, Ли стала консультантом для других компаний. Например, она начала разрабатывать «выращенную кожу»  совместно с американским стартапом Modern Meadow, которые уже несколько лет выращивают мясо в лаборатории.  

– Сейчас инвестиционный климат для этой отрасли позитивный, – говорит глава Modern Meadow Андрас Форгакс. – Мы смогли привлечь капитал, вчетверо превышающий наш изначальный план. 

Андрас Форгакс предполагает,  что инновационные вещи появятся на рынке до 2016-го года. Цена на них должна быть довольно высокой, чтобы подчеркнуть отличе от вещей из традиционных материалов. Однако он надется, что расходы быстро сократятся и одежда из нового материала появится и в бюджетных магазинах.