Более 300 мигрантов, вероятно, погибли, пересекая Средиземное море по пути из Ливии в Италию. Такие данные приводит комитет по делам беженцев ООН. Представительница УВКБ ООН в Италии, Карлотта Сами сказала, что жертв катастрофы, среди которых был и 12-летний мальчик, "поглотило море". Девять человек из двух лодок были спасены и доставлены на остров Лампедуза итальянским буксирным судном в среду утром. Metro побеседовало о причинах трагедии со Сьюзан Фрацк, политологом из Института миграционной политики в Вашингтоне, округ Колумбия.

Сьюзан Фрацк, политолог из Института миграционной политики в Вашингтоне, округ Колумбия 

Сьюзан Фрацк, политолог из Института миграционной политики в Вашингтоне, округ Колумбия 

- Кто ответственен за их смерть?
- Невозможно приписать ответственность какому-либо человеку или даже стране. Длительные потоки мигрантов и беженцев, совершающих опасные поездки через Средиземноморье, являются результатом неправильной политики, которая проводится внутри глобальных и европейских систем защиты беженцев.

- Какие меры должны предпринимать ООН и Италия?
- Сегодня были снова озвучены требования гуманитарных организаций и организаций по защите прав человека, а также комитета по делам беженцев ООН (УВКБ ООН). Они обратились к ЕС с просьбой прилагать больше усилий для предотвращения смертельных случаев мигрантов в Средиземноморье. Итальянское правительство до конца прошлого года проводило спасательную операцию в Средиземноморье (эта операция проводилась после аналогичной трагедии в октябре 2013 года), но свернуло её из-за высокой стоимости и отсутствия поддержки со стороны других стран-членов ЕС. Несколько национальных правительств, а также ЕС выразили желание действовать совместно для предотвращения будущих трагедий. Однако до сих пор они не могли прийти к согласию. Италия и некоторые другие гос-ва хотят разработать такие меры, чтобы беженцы смогли достичь территории ЕС законным путем. Прошлой осенью министр внутренних дел Германии де Мезье, например, предложил ЕС создать за границей центры беженцев, в которые они могут направлять просьбы о предоставлении убежища. Таким образом им не придётся совершать опасную поездку через Средиземноморье.

- Почему подобные трагедии всё еще происходят?
- Ясная первопричина этих поездок - конфликты и экономические сложности в соседних регионах, не только в Сирии и Ираке, но также и в восточной и центральной Африке. Это подталкивет беженцев и мигрантов искать защиту и средства к существованию в Европе и на других континентах. Число людей, принудительно депортированных из домов, достигло невероятных высоких цифр. И беженцы многие годы находятся на правах нелегальных мигрантов в тех странах, куда они прибыли в поисках безопасности (половина беженцев находятся в этих странах уже более пяти лет, согласно УВКБ ООН). Соседние страны принимают огромное количество беженцев (например, Ливан, Иордания или Кения) и сталкиваются с экономическими трудностями или политической нестабильностью. Контрабандисты в этих странах за плату охотно соглашаются переправлять беженцев через Средиземное море.

- Действительно ли беженцы являются головной болью для лидеров Европы?
- Продолжающиеся конфликты в Сирии, Ливии, Ираке, а также Центральной и Восточной Африке привели к серьёзному увеличению числа беженцев, ищущих защиту в Европе (Наибольшее количество ходатайств о предоставлении убежища направляется в Германию). Проблема, однако, кроется намного глубже, чем числа мигрантов. Европейский союз недавно закончил процесс по созданию общеевропейской системы предоставления убежища. Однако в ней до сих пор остаются недочёты. 

Суда с 300 мигрантами потерпели крушение в Средиземном море.